МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СУВОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ Д.А. САРУХАНОВА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ПРИНЯТО
Педагогический совет МБОУ
«Суворовская средняя школа имени Д.А. Саруханова»
(протокол от 24 августа 2021 г. № 07)
УТВЕРЖДЕНО
Приказ МБОУ «Суворовская средняя
школа имени Д.А. Саруханова»
от «25» августа 2021 г. № 151
ПОЛОЖЕНИЕ
о едином орфографическом режиме
1.
Общие положения
Положение о едином орфографическом режиме разработано с целью формирования общей
культуры обучающихся и работников, подготовки обучающихся к творческому труду в различных
сферах научной и практической деятельности.
Единый орфографический режим - это единые требования к письменной речи обучающихся и
педагогических работников.
Цели введения единого орфографического режима:
создание условий для воспитания у обучающихся бережного отношения к русскому языку
как национальному достоянию народов России;
повышение качества обучения и воспитания. Задачи введения единого орфографического
режима:
повышение орфографической и
пунктуационной
грамотности обучающихся и
педагогических работников;
воспитание речевой культуры обучающихся общими усилиями педагогических работников;
эстетическое воспитание обучающихся, привитие эстетического вкуса;
формирование морально-этических норм поведения обучающихся через овладение ими
культурой речи.
Настоящее Положение распространяется на
всех обучающихся и педагогических
работников.
2 Общие требования по выполнению единого орфографического режима
2.1 Администрация направляет, координирует работу по внедрению единого орфографического
режима, осуществляет плановый и внеплановый инспекционный контроль с целью соблюдения
единого орфографического режима обучающимися и педагогическими работниками.
2.2 Каждый педагогический работник несёт ответственность:
за ведение любой документации в соответствии с требованиями единого орфографического
режима и в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами, другими нормами
русского литературного языка;
за соответствие всех вывешенных на всеобщее обозрение материалов (объявления, стенды,
газеты и т.д.) орфографическим и пунктуационным нормам, другим нормам русского
литературного языка.
2.3 Каждый учитель должен:
уделять особое внимание словарной работе с обучающимися, используя таблицы, плакаты с
трудными словами по каждому разделу учебной программы;
прививать обучающимся навыки работы с книгой, включая справочную литературу, словари;
нести ответственность за правильное, грамотное оформление классной доски к уроку и во время
урока.
2.4 Записи на доске необходимо делать чётко, аккуратно, разборчивым почерком, соблюдая
орфографические и пунктуационные нормы.
3. Ведение тетрадей обучающимися
3.1 Ведение тетрадей по всем предметам является обязательным (кроме физической культуры в 111 классах, технологии в 1-8 классах, изобразительному искусству 1-7 классах, музыки – 1-8
классах).
Обучающиеся должны использовать стандартные тетради, состоящие из 12-24 листов. Общие
тетради (40 листов и более) могут использоваться на уроках по учебным дисциплинам, при
изучении которых необходимо выполнение больших по объему работ.
3.2 Тетрадь по предмету должна иметь эстетический вид и быть обернутой. На ее обложке (первой
странице) делается самостоятельно учащимся (по усмотрению учителя возможно использование
заготовленных шаблонов) следующая запись
Тетрадь
для работ
English
по русскому языку
________________
учени__ ___ класса
Form ____
МБОУ «Суворовская средняя школа имени
D.A.Sarukhanov Suvorovskaya
Д.А. Саруханова»
Secondary School
________________
ФИ ученика
3.3. Тетради учащихся 1, 2 класса подписывает учитель. В 3-4 классах первый комплект тетрадей
подписывает учитель, остальные тетради в течение учебного года подписываются обучающимися
по образцу учителя.
3.4. Упражнения по чистописанию выполняются учащимися в рабочих тетрадях.
Образцы букв в 1-2 классе прописывает учитель, в 3-4 классах они прописываются выборочно с
учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
3.5. Соблюдать поля с внешней стороны. При выполнении работ учащимися не разрешается
писать на полях (за исключением пометок на полях во время записи лекций в старших классах).
Размер полей в тетрадях устанавливается учителем исходя из специфики письменных работ по
учебному предмету.
3.6 Указывать дату выполнения работы. В первом классе в период обучения грамоте запись даты
ведётся учителем в виде числа. Со второго полугодия первого класса, а также во 2-4-х классах
записывается число арабской цифрой и полное название месяца. В четвёртом классе допускается в
записи числа имена числительные прописью. В 5-11-х классах по русскому языку число и месяц
записываются словами в форме именительного падежа. В 5-11-х классах по математике (по
остальным предметам) допускается запись даты цифрами.
3.7 На каждом уроке в тетрадях следует записывать его тему (на отдельной строке), а на уроках по
русскому языку, математике, алгебре и геометрии – указывать вид выполняемой работы (классная,
домашняя, самостоятельная, диктант, изложение, сочинение и т.д.). При выполнении заданий в
тетрадях учащиеся должны указывать по центру номер упражнения, задачи, вопроса.
3.8. Обозначать номер задания, указывать вид выполняемой работы (план, проверочный диктант и
т.д.), указывать, где выполняется работа (классная или домашняя).
3.9. Соблюдать красную строку. При оформлении красной строки сделать отступ вправо не
менее 2 см. Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления
текстов в первом классе (III четверть).
3.10. Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком в тетрадях по
русскому языку строку не пропускать. В тетрадях по математике во всех этих случаях пропускать
только 2 клеточки. Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или
заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускать 2
линейки, а в тетрадях по математике – 4 клеточки (для отделения одной работы от другой и для
выставления отметки за работу). По математике (алгебре, геометрии) – начинать писать с самой
верхней полной клетки, между датой и заголовком работы – 1 клетка; между столбиками
выражений, уравнений, неравенств и т.д. отступать 3 клетки вправо, писать на четвертой. При
записи математических выражений все символы (знаки, цифры) фиксируются с учетом правил
каллиграфии, т.е. с соблюдением графики и соответствия клеток количеству записываемых
символов. Особенно соблюдение этого требуется при работе с многозначными числами
(сложение, вычитание, умножение, деление).
3.11 Итоговые контрольные работы по русскому языку, математике, физике, химии выполняются
в тетрадях для контрольных работ. В тетрадях по русскому языку записывается только вид работы
(например, диктант). То же относится и к обозначению кратковременных работ, выполняемых в
общих тетрадях. Вариантность выполнения работы фиксируется на следующей рабочей строке по
центру. В тетрадях по математике, физике, химии запись контрольной, практической работы
ведётся в соответствии с календарно-тематическим планированием рабочей программы учителя.
Например: контрольная работа №3 по теме «Длина окружности. Площадь круга».
3.12. При выполнении контрольных работ в виде тестовых заданий допускается использование
отдельных листов формата А4, с указанием даты, темы, фамилии имя учащегося, класса. После
проверки тестовые задания прошиваются, нумеруется и скрепляются печатью. Хранятся тестовые
задания в течении учебного года в учебном кабинете.
3.13 Выполнять аккуратные подчёркивания, условные обозначения, составление графиков и т.д.
карандашом, в случае необходимости – с применением линейки.
3.14 Учащиеся ведут записи в тетрадях синей или фиолетовой пастой. Черная или зеленая пасты,
карандаш могут быть использованы при подчеркивании, составлении графиков и т.д. Учащимся
запрещается писать в тетрадях красной пастой. Грамматические формы указываются над словом
простым карандашом.
3.15 Исправлять ошибки следующим образом: неверное написание зачёркивать косой линией
(часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией); вместо зачёркнутого
надписывать нужное, не заключать неверное написания в скобки.
4. Количество и назначение ученических тетрадей.
4.1. Для выполнения всех видов письменных работ, обучающих, проверочных, лабораторных и
контрольных работ надлежит иметь следующее количество тетрадей из расчёта на каждого
Предмет
Математика
Алгебра
Геометрия
Русский язык
Литература
Количество тетрадей
2-4 классы
2 рабочие тетради и
1
тетрадь
для
контрольных работ
-
5-9 классы
2 рабочие тетради и
1
тетрадь
для
контрольных работ
2 рабочие тетради и
1
тетрадь
для
контрольных работ
1 тетрадь и 1 тетрадь
для
контрольных
работ
2 рабочие тетради, и 2 рабочие тетради и
1
тетрадь
для 1
тетрадь
для
контрольных работ
контрольных работ
1 рабочая тетрадь;
1 рабочая тетрадь и
Допускается
1
тетрадь
для
использование
контрольных работ
рабочих тетради на
печатной
основе,
входящие в УМК и
10-11 классы
1 рабочая тетрадь и
1
тетрадь
для
контрольных работ
1 тетрадь и 1 тетрадь
для
контрольных
работ
1 рабочая тетрадь и
1
тетрадь
для
контрольных работ
1 рабочая тетрадь и
1
тетрадь
для
контрольных работ
Окружающий мир
Биология
География
Химия
приобретённые
за
счет
бюджетных
средств.
1 рабочая тетрадь;
Допускается
использование
рабочих тетради на
печатной
основе,
входящие в УМК и
приобретённые
за
счет
бюджетных
средств.
1 рабочая тетрадь
для
классных,
домашних
и
лабораторных работ
и 1 тетрадь для
практических
и
контрольных работ
1 рабочая тетрадь, 1
тетрадь для
практических работ,
1 рабочая тетрадь, 1
тетрадь
для
контрольных
и
практических работ
Физика
1 рабочая тетрадь и
1
тетрадь
для
лабораторных работ,
1
тетрадь
для
контрольных работ
Информатика
1 рабочая тетрадь, 1
тетрадь для
практических работ,
Иностранный язык 1 рабочая тетрадь, 1 1 рабочая тетрадь, 1
(английский)
словарь
словарь
История
1 рабочая тетрадь;
(обществознание)
ИЗО
Альбом
Альбом
Предметы
1 рабочая тетрадь;
1 рабочая тетрадь
школьного
компонента
-
-
1 рабочая тетрадь
для
классных,
домашних
и
лабораторных работ
и 1 тетрадь для
практических
и
контрольных работ
1 рабочая тетрадь, 1
тетрадь для
практических работ,
1 рабочая тетрадь,
1
тетрадь
для
контрольных
и
практических работ
1 рабочая тетрадь и
1
тетрадь
для
лабораторных работ,
1
тетрадь
для
контрольных работ
1 рабочая тетрадь, 1
тетрадь для
практических работ,
1 рабочая тетрадь, 1
словарь
1 рабочая тетрадь;
Альбом
1 рабочая тетрадь
4.2. В тетрадях для контрольных работ, помимо самих контрольных и творческих работ, подлежит
в обязательном порядке делать работу над ошибками. Допускается выполнение работы над
ошибками в рабочих тетрадях, по усмотрению учителя.
4.3. Учителя имеют право использовать рабочие тетради, атласы, контурные карты и другие
учебные пособия на печатной основе с целью выполнения практической части программы в
случае, если использование данных средств предусмотрено учебно-методическим комплексом,
заложенным в рабочей программе учителя.
4.4. Учителя имеют право проводить контрольные работы (иные виды работ, предусмотренные
рабочей программой по предмету) которые выполняются на индивидуальных листах с заданиями
в формате А-4, либо на двойных листах тетради с обязательным указанием класса, фамилии и
имени. После проверки прошиваются и скрепляются. Контрольные работы хранятся в течение
учебного года.
5. Порядок проверки письменных работ учителями.
Проверка знаний и умений учащихся является обязательной важной частью педагогического
процесса и выполняет в нём различные функции: воспитывающую, обучающую, развивающую,
диагностическую.
5.1. УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ:
контролирует наличие у учащихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного
в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение орфографического режима;
соблюдает порядок проверки рабочих тетрадей учащихся:
в 1-4 классах ежедневно проверяются все классные и домашние работы учащихся по
письменным предметам (письмо, русский язык, математика, английский язык);
своевременно в соответствии с графиком проводит установленное программой и учебным
планом количество контрольных работ;
проверяет контрольные диктанты и контрольные работы по всем предметам в 1-4 классах к
следующему уроку;
Проставляет в классный журнал все оценки за контрольные работы за то число месяца, когда они
проводились;
Проводит работу над ошибками, анализ контрольной работы после проверки контрольных работ, с
обязательной фиксацией данного вида работы в классном журнале в графе «Что пройдено на
уроке».
Хранит тетради контрольных работ учащихся в течение учебного года в учебном кабинете;
5.2 УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.
Контролирует наличие у учащихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного
в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение орфографического режима.
Соблюдает порядок проверки рабочих тетрадей учащихся:
а) по русскому языку
5 класс и 6 класс в 1 полугодие - проверяются все домашние и классные работы учащихся,
Во втором полугодии в 6 классе и 7-9 классы - ежедневно проверяются работы у слабых
учащихся, наиболее значимые - у всех остальных, но с таким расчетом, чтобы раз в неделю
тетради всех учащихся проверялись;
10-11 классы - ежедневная проверка работ у слабых учащихся, а у остальных проверяются
не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы 2 раза в месяц
учителем проверялись тетради всех учащихся.
б) по литературе
5-8 классы - проверка тетрадей 2 раза в месяц,
9-11 классы - 1 раз в месяц.
Своевременно по указанию заместителя директора школы по учебной работе заполняет график
проведения контрольных работ.
Все виды контрольных работ проверяются у всех учащихся.
Учитель соблюдает следующие сроки проверки контрольных работ:
Контрольный диктант проверяется и выставляется отметка в ЭлЖур в течении 3 дней
Изложение и сочинение (5-8кл) – в течении 5 дней после проведения работы
Изложение и сочинение (9-11кл) – в течении 7-10 дней после проведения работы
Проводит работу над ошибками, анализ контрольной работы после проверки контрольных работ, с
обязательной фиксацией данного вида работы в классном журнале в графе «Что пройдено на
уроке».
Хранит тетради контрольных работ учащихся в течение учебного года в учебном кабинете.
5.3. УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ
Контролирует наличие у учащихся необходимых тетрадей, соблюдение установленного в школе
порядка их оформления, ведения, соблюдение орфографического режима.
Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся:
а) 5 класс - 1 полугодие - проверяются все домашние и классные работы учащихся,
б)
5 класс - 2 полугодие ежедневно проверяются работы у слабых учащихся, у всех остальных наиболее значимые работы, но не реже одного раза в неделю;
в)
6-8 классы - ежедневно проверяются работы у слабых учащихся и наиболее значимые - у
всех остальных, но не реже двух раз в месяц;
г)
9-11 классы - ежедневная проверка работ у слабых учащихся, у всех остальных проверяются
наиболее значимые работы с таким расчетом, чтобы все тетради были проверены 2 раза в месяц.
Своевременно по указанию заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе
заполняет график проведения контрольных работ.
Все виды контрольных работ проверяются у всех учащихся.
Учитель соблюдает следующие сроки проверки контрольных работ:
а) 5-8 классы: работы проверяются и отметка выставляется в ЭлЖур в течении 5 рабочих дней
б)
9-11 классы: работы проверяются и отметка выставляется в ЭлЖур не позже чем через
неделю.
Проводит работу над ошибками, анализ контрольных работ после проверки контрольных работ, с
обязательной фиксацией данного вида работы в классном журнале в графе «Что пройдено на
уроке».
Хранит тетради контрольных работ учащихся в течение учебного года в учебном кабинете.
5.4. УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Контролирует наличие у учащихся тетрадей, учебников и других пособий, соблюдение
установленного в школе порядка, их оформления, ведения, соблюдение орфографического
режима.
Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: учитель проверяет в
рабочих тетрадях различные виды домашних и классных работ. Творческие работы проверяются и
возвращаются обучающимся, после представления работы и фиксации отметки.
Записи в тетради на уроке осуществляются по мере необходимости и целесообразности фиксации
материала. В зависимости от типа и форм работы на уроке, записи могут фиксироваться на
выдаваемых рабочих листах, на разных этапах урока. Рабочие листы остаются у обучающихся для
личного пользования.
Учитель соблюдает следующие сроки проверки контрольных работ (тестов):
а) 5-11 классы: работы проверяются и фиксируются в журнале к следующему уроку
5.5. УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ
Контролирует наличие у учащихся тетрадей, учебников и других пособий, соблюдение
установленного в школе порядка, их оформления, ведения, соблюдение орфографического
режима.
Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: учитель проверяет в
рабочих тетрадях различные виды домашних и классных работ. Творческие работы проверяются и
возвращаются обучающимся, после представления работы и фиксации отметки.
Записи в тетради на уроке осуществляются по мере необходимости и целесообразности фиксации
материала. В зависимости от типа и форм работы на уроке, записи могут фиксироваться на
выдаваемых рабочих листах, на разных этапах урока. Рабочие листы остаются у обучающихся для
личного пользования.
Учитель соблюдает следующие сроки проверки контрольных работ (тестов):
а) 5-11 классы: работы проверяются и фиксируются в журнале к следующему уроку.
5.6. УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ
Контролирует наличие у учащихся необходимых тетрадей, соблюдение установленного в школе
порядка их оформления, ведения, соблюдение орфографического режима.
Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся:
тетради всех учащихся всех классов проверяются 1 раз в месяц.
Выставляет в классные журналы оценки за контрольные, практические, лабораторные работы,
рефераты, доклады, ведение тетради и т.п.
Хранит контрольные и практические работы учащихся в учебном кабинете в течение учебного
года.
Учитель соблюдает следующие сроки проверки контрольных работ(тестов):
а) 5-11 классы: работы проверяются и фиксируются в ЭлЖуре к уроку следующего дня
Проводит работу над ошибками, анализ контрольной работы после проверки контрольных работ.
5.7. УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ
Контролирует наличие у учащихся необходимых тетрадей, соблюдение установленного в школе
порядка их оформления, ведения, соблюдение орфографического режима.
Своевременно заполняет график проведения контрольных и лабораторных работ. Количество
работ должно соответствовать методическим указаниям и утвержденному учебному плану школы.
Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся:
тетради всех учащихся всех классов проверяются 1 раз в месяц.
Проверяет все виды контрольных работ у всех учащихся. Выставляет в классные журналы оценки
за контрольные работы учащихся, как правило, к следующему уроку. При количестве уроков в год
70 и более - через 1-2 урока. Оценка выставляется за то число, когда была проведена работа.
Проводит работу над ошибками, анализ контрольной работы после проверки контрольных работ, с
обязательной фиксацией данного вида работы в классном журнале в графе «Что пройдено на
уроке».
Хранит контрольные работы учащихся в учебном кабинете в течение учебного года.
5.8. УЧИТЕЛЬ ХИМИИ
Контролирует наличие у учащихся необходимых тетрадей, соблюдение установленного в школе
порядка их оформления, ведения, соблюдение орфографического режима.
Своевременно составляет график проведения контрольных, лабораторных и практических работ.
Количество работ должно соответствовать методическим указаниям и утвержденному учебному
плану школы;
Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся:
рабочие тетради всех учащихся всех классов проверяются 1 раз в месяц.
Проверяет все виды контрольных работ у всех учащихся. Выставляет в классные журналы оценки
за контрольные работы учащихся, как правило, к уроку следующего дня, либо через 1-2 урока.
Проводит работу над ошибками, анализ контрольной работы после проверки контрольных работ.
Хранит контрольные и практические работы учащихся в учебном кабинете в течение учебного
года.
5.9. УЧИТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.
Контролирует наличие у учащихся необходимых тетрадей, соблюдение установленного в школе
порядка их оформления, ведения, соблюдение орфографического режима.
Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся:
а)
2-4 классы – один раз в неделю в течение I полугодия. Во втором полугодии тетради всех
учащихся проверяются 1 раз в месяц.
б)
5-9 классы - после каждого урока у слабых учащихся, у сильных - наиболее значимые
работы. У всех учащихся этих классов тетради должны быть проверены один раз в месяц.
в) 10-11 классы - тетради всех учащихся проверяются 1 раз в месяц.
Учитель соблюдает следующие сроки проверки контрольных работ:
все письменные контрольные работы учащихся всех классов проверяются и фиксируются в
журнале в течение 5 дней. Выставляет оценки за наиболее значимые работы в классный журнал за
то число месяца, когда проводилась работа. Проводит работу над ошибками, анализ контрольной
работы после проверки контрольных работ.
Хранит тетради контрольных работ учащихся в течение года в учебном кабинете.
5.10. УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ
Контролирует наличие у учащихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного в
школе порядка их оформления, ведения, соблюдение орфографического режима.
Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся:
тетради всех учащихся всех классов проверяются 1 раз в месяц.
Учитель соблюдает следующие сроки проверки контрольных работ(тестов):
работы проверяются либо к уроку следующего дня, либо через 1-2 урока.
Проводит работу над ошибками, анализ контрольной работы после проверки контрольных работ.
5.11. УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ
Контролирует наличие и правильности ведения учащимися тетрадей по предмету (при наличие
таковых)
Осуществляет проверку тетрадей, однако каждая тетрадь должна проверяться не реже 1-2-х раз за
учебную четверть.
5.12. УЧИТЕЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Контролирует наличие у обучающихся альбомов для рисования.
Проверяет каждую работу у учащихся всех классов. Работа выдается ученику либо на следующем
уроке, либо через урок после ее выполнения.
Выставляет оценки в классный журнал за контрольные и наиболее значимые работы за то число,
когда проводилась работа.
5.13. УЧИТЕЛЬ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Контролирует наличие и правильность ведения учащимися тетрадей по предмету. Осуществляет
выборочную проверку тетрадей, однако каждая тетрадь должна проверяться не реже 1-2-х раз за
учебную четверть.
Учитель соблюдает следующие сроки проверки контрольных работ(тестов):
а) 5-11 классы: работы проверяются либо к уроку следующего дня, либо через 1-2 урока. Проводит
работу над ошибками после проверки контрольных работ.
6. Контроль за ведением тетрадей и качеством их проверки администрацией школы:
6.1. Контроль за ведением тетрадей и качеством их проверки администрацией школы
осуществляется в соответствии с планом внутришкольного контроля по следующей схеме:
Учитель;
Класс;
Соответствие количества тетрадей количественному составу класса;
Выполнение единого орфографического режима;
Регулярность проверки;
Соответствие отметок существующим нормам;
Качество проверки тетрадей (пропуск ошибок, аккуратность исправления, слово учителя в
тетради и т.д.);
Система работы над ошибками (работа над каллиграфией, классификация ошибок,
индивидуальная работа учащихся над собственными ошибками);
Внешний вид тетрадей (оформление, аккуратность ведение, единообразие надписи
тетрадей);
Объём классных и домашних работ, соответствие возрастным нормам;
Разнообразие форм классных и домашних работ;
Дифференцированный подход.