Положение об итоговом индивидуальном проекте по ФГОС ООО и СОО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СУВОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ Д.А. САРУХАНОВА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ПРИНЯТО
Педагогический совет МБОУ
«Суворовская средняя школа имени Д.А. Саруханова»
(протокол от 24 августа 21 г. № 07)

УТВЕРЖДЕНО
Приказ МБОУ «Суворовская средняя
школа имени Д.А. Саруханова»
от «25» августа 2021 г. № 151

ПОЛОЖЕНИЕ
Об итоговом индивидуальном проекте выпускников МБОУ «Суворовская средняя
школа имени Д.А. Саруханова», освоивших ООП ООО и СОО
в условиях реализации ФГОС ООО и СОО
1.
Общие положения
1.1.
Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования (далее
ООО) и среднего основного образования (далее СОО), Основной образовательной программы
ООО и СОО, Программы формирования УУД и в соответствии со следующими нормативными
правовыми актами:
Федеральный закон от 29.01.2012 №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (далее ФГОС ООО) с изменениями и дополнениями, утверждённый приказом
Министерства образованияи науки РФ от 17.12.2010 №1897;
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования
(далее ФГОС СОО) с изменениями и дополнениями, утверждённый приказом Министерства
образованияи науки РФ от 17.05.2012 №413;
Методические рекомендации ГКУ РК «ИМАЦ» от 12.05.2020 №01-13/73 «Об
организации проектной деятельности обучающихся»
1.2.
Данное Положение определяет требования к организации, содержанию и
направленности, защите, критериям индивидуального итогового проекта (далее - ИИП),
выполняемого учащимися основной и средней школы, с учётом требований федерального
государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) ООО и СОО.
1.3.
Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый
учащимися в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать
свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей
знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять
целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую,
социальную, художественно-творческую, иную).
Итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов,
полученных учащимися в ходе освоения общеобразовательных учебных программ.
1.4.
Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса и
внеурочной деятельности, направлена на повышение качества образования, демократизации
стиля общения педагогов и учащихся.
1.5.
Выполнение итогового проекта обязательны для каждого выпускника уровней
основного и среднего общего образования. В течение одного учебного года учащийся
выполняет один итоговый проект по любому учебному предмету по собственному выбору.
Проект, выполняемый учащимся, является индивидуальным и носит предметную,
метапредметную, межпредметную направленность.
1.6.
Выбор формы и темы ИИП осуществляется в ноябре учебного года, когда формируется
поле проектной деятельности на текущий учебный год. Для формирования поля проектной

деятельности и её организации каждый учитель - предметник определяет тематику проектов по
своему предмету (от 5 до 10 тем), помимо этого педагог-психолог, классные руководители и
педагоги дополнительного образования определяют тематику социальных проектов. Темы
проектов могут предлагаться как педагогом, так и учениками. Тема, предложенная учеником,
согласуется с педагогом. Педагоги обязаны уважительно относиться к личностному выбору
обучающегося. Обучающийся пишет заявление на имя руководителя школы о разрешении
выполнения ИИП по выбранной теме и закреплении учителя, руководителя проекта
(Приложение 1). В случае отклонения темы, предложенной обучающимся, педагог должен
аргументировать свое решение, если тема не отвечает общепринятым нормам морали и
поведения, косвенно пропагандирующее асоциальное поведение либо является околонаучной.
Тема проекта утверждается на заседании ШМО; план реализации проекта разрабатывается
учащимся совместно с руководителем проекта.
1.7.
Допускается кураторство двух ИИП одним руководителем. По согласованию с
администрацией количество ИИП может быть увеличено.
1.8.
Защита ИИП является одной из обязательных составляющих внутренней оценки
качества образования в образовательном учреждении.
1.9.
Проект может быть только индивидуальным.
Цели и задачи выполнения ИИП
Цель выполнения ИИП - определение уровня:
способности и
готовности обучающегося
к
освоению
систематических
знаний,
ихсамостоятельному пополнению, переносу и
интеграции;
способности обучающегося к сотрудничеству и коммуникации;
способности выпускника к решению личностно и социально значимых проблем и
воплощениюрезультатов в практику;
способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
сформированности способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
2.2.
Задачами выполнения ИИП являются:
Обучение планированию (обучающийся должен уметь чётко определить цель, описать
шаги поеё достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы).
Формирование
навыков
сбора и
обработки
информации, материалов
(уметь выбратьподходящую информацию, правильно её использовать).
Развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление.
Формирование и развитие навыков публичного выступления.
Формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу,
выполнять ра-боту в срок в соответствии с установленным планом).
2.
2.1.
-

3.
Содержательный раздел
3.1.
Требования к подготовке итогового индивидуального проекта
3.1.1. План, программа подготовки проекта для каждого учащегося разрабатываются
образовательной организацией.
3.1.2. Руководителем проекта является учитель - предметник, классный руководитель,
педагог- психолог, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, сотрудник
иной организации. Классный руководитель контролирует занятость учащихся в проектной
деятельности, информирует родителей о выборе темы проекта обучающимся.
3.1.3. Темы проектов могут предлагаться как педагогом, так и учениками. Тема, предложенная
учеником, согласуется с педагогом. Выбор темы должен быть обоюдно мотивирован
интересом к ней и ученика, и педагога. Педагоги обязаны уважительно относиться к
личностному выбору обучающегося, не отговаривать его от выбора темы по своему предмету,
не навязывать скучную для обучающегося тему. В то же время педагог должен
аргументировано отклонить тему проекта, выбранную обучающимся, если эта тема не отвечает

общепринятым нормам морали и поведения, косвенно пропагандирующие асоциальное
поведение, является околонаучной.
3.1.4. Выбранная тема должна учитывать реальный уровень подготовленности учащегося к
выполнению самостоятельного задания.
3.1.5. Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по
выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература. Формулировка темы
должна ориентировать учащегося на самостоятельное исследование по достаточно узкому
вопросу. Формулируя тему, следует придерживаться правила: чем она уже, тем больше слов
содержится в формулировке темы. Малое количество слов свидетельствует о её
расплывчатости,отсутствии конкретности в содержании работы.
3.1.6. План реализации итогового индивидуального проекта разрабатывается учащимся
совместно с руководителем проекта.
3.1.7. Ответственным за организацию работы по созданию обучающимися ИИП является
заместитель директора, курирующий проектную деятельность.
3.1.8. Обучающиеся вправе защитить ИИП в 8-м, 10-м классе при условии соответствия
проекта всем перечисленным в данном Положении критериям его оценивания.
3.1.9. Обучающимся 8-9 или 10-11-х классов, занявшим призовые места в очных
образовательных конкурсах муниципального уровня и выше, предполагающих защиту
индивидуальных проектов, результат может быть зачтён как защита ИИП с отметкой
«отлично». Для этого обучающийся предоставляет в школьную аттестационную комиссию
следующие документы:
копию приказа организации, проводившей конкурс, о награждении обучающегося с
указаниемпризового места и темы работы;
отзыв на проектную работу руководителя проекта;
презентационный материал, подготовленный к защите проекта.
3.2.
Требования к содержанию и направленности проекта
3.2.1. Проекты, создаваемые в школе, должны быть посвящены одной из актуальных проблем
научной, культурной, политической, правовой, социальной жизни современного мирового
сообщества.
3.2.2. Проект может рассматривать один из аспектов избранной проблемы, тем самым быть
открытым, предоставляющим другим творческим коллективам возможность продолжить
изучениеновых аспектов этой проблемы.
3.2.3. Проектная работа включает не только сбор, систематизацию и обобщение информации
по выдвинутой проблеме, но и представляет собой самостоятельное исследование,
демонстрирующее авторское видение проблемы, оригинальное её толкование или решение.
Проект должен иметь практическую направленность, быть востребованным и иметь
возможность применения в той или иной сфере человеческой деятельности.
3.2.4. Проектные задания должны быть четко сформулированы, цели, задачи и средства ясно
обозначены. Совместно с обучающимися составлена программа действий.
3.2.5. Возможные типы работ, формы их представления, критерии представлены в Приложении 2
3.3.
Требования к организации проектной деятельности
3.3.1. Презентация поля проектной деятельности на текущий учебный год проходит в ноябре
(информация представляется на сайте школы).
3.3.2. Не позднее 15 декабря текущего учебного года темы, выбранные учащимися и
согласованные с педагогами, утверждаются приказом директора, который публикуется на сайте
образовательного учреждения. Изменение темы проекта обучающимися допускается по
согласованию с заместителем директора, курирующим проектную деятельность, в течение
месяца.
3.3.3. В декабре-феврале в школе осуществляется работа над проектами. В это время
происходят групповые и индивидуальные консультации с руководителями проектов, сбор
информации по проекту, наблюдения, эксперимент и др.
3.3.4. К 30 декабря руководители проектов отчитываются перед заместителем директора о

ходе проектной деятельности, целях и задачах курируемых проектов, планах их реализации,
возникших проблемах и путях их решения. Перед отчетом заместителю директора
руководитель проекта заслушивает аналогичный отчет обучающегося.
3.3.5. До 15 марта проекты, оформленные в соответствии с требованиями к написанию и
оформлению, предоставляются членам комиссии в печатном и электронном вариантах. Проект,
получивший на предварительной экспертизе оценку «низкий уровень», возвращается на
доработку обучающемуся. Учащемуся рекомендуется доработать проект к началу школьной
недели защиты проектов, руководитель проекта организует для учащегося дополнительные
консультации по проекту. Информация доводится классным руководителем до сведения
родителей.
3.3.6. Школьная неделя защиты проектов проходит на последней неделе апреля.
3.3.7. Выступление и результаты работы учащегося оценивает комиссия.
3.4.
Требования к оформлению проектной работы
3.4.1. Структура ИИП (для всех видов проектов) содержит в себе:
титульный лист (Приложение 3);
содержание;
введение;
основную часть;
заключение;
источники.
3.4.2. Введение:
Во введении кратко обосновывается актуальность и целесообразность выбранной темы,
подчеркивается сущность проблемы; формулируется цель работы и содержание поставленных
задач, объект и предмет исследования, дается перечень использованных методов исследования;
характеристика работы (теоретическая, прикладная), указываются новые научные положения,
предложенные участником конкурса лично, отличие полученных результатов от известных
ранее и степень новизны (впервые получено, усовершенствовано, получило дальнейшее
развитие), сообщается о научном использовании результатов исследований или рекомендации
по их использованию, для прикладных работ- прикладную ценность полученных результатов.
В случае использования в работе идей или разработок, принадлежащих соавторам, следует
отметить этот факт и указать конкретный личный вклад автора. Также указываются сведения о
публикации работы и апробации ее результатов (при наличии).
Объем введения – 2-3 страницы.
3.4.3. Основная часть ИИП может содержать описание методов исследования и используемых
ресурсов (временных, информационных, интеллектуальных и материально-технических). В ней
должен проводиться анализ информационных источников и поэтапное описание хода работы
над ИИП.
3.4.4. В заключении формулируются выводы, Выводы должны содержать краткое изложение
результатов решения научной проблемы и поставленных задач, сделанных в процессе анализа
выбранного материала, оценок и обобщений. Необходимо подчеркнуть их самостоятельность,
новизну, теоретическое и (или) прикладное значение, подчеркнуть количественные и
качественные показатели, полученные результаты, обосновать достоверность результатов и
привести рекомендации по их использованию.
3.4.5. Общие требования к оформлению проектно-исследовательских работ:
Работа выполняется на листах стандарта А4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 12
пунктов с интервалом между строк - 1,5.
Поля: левое, верхнее и нижнее – не менее 20 мм, правое – не менее 15 мм.
В общий объем научно-исследовательской работы не входят: тезисы, приложения, список
использованных источников, таблицы и рисунки, которые полностью занимают площадь
страницы. Текст работы должен быть написан грамотно, без орфографический,
пунктуационных истилистических ошибок.
Каждая структурная часть работы начинается с новой страницы. Заголовки структурных частей

печатаются большим буквами симметрично к набору: «СОДЕРЖАНИЕ», «ПЕРЕЧЕНЬ
УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ», «ВВЕДЕНИЕ», «РАЗДЕЛ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ». Заголовки подразделов
печатаются строчными буквами (кроме первой прописной) с абзацного отступа. Заголовки
пунктов печатаются строчными буквами (кроме первой прописной) с абзацного отступа в
подбор к тексту.
Расстояние между заголовком (за исключением заголовка пункта) и текстом должно равняться
3-4 интервалам.
Правила нумерации в работе.
Нумерация страниц, разделов, подразделов, пунктов, рисунков, таблиц, формул подается
арабскими цифрами без знака №.
Все страницы работы, включая титульный лист, тезисы и приложения, подлежат сплошной
нумерации, номер на титульной странице не ставится, а на следующих страницах
проставляется в правом верхнем углу страницы без точки в конце.
Нумеруются только разделы основной части. Содержание, введение, выводы не нумеруются, то
есть нельзя печатать: «1. ВВЕДЕНИЕ» или «6. ВЫВОДЫ».
Номер раздела ставится после слова «РАЗДЕЛ», после номера точка ставится. Заголовок
раздела печатается в той же строке.
Подразделы нумеруются в пределах каждого раздела по правилу: (номер раздела), (номер
подраздела). В конце номера подраздела должна стоять точка, например, «2.4.». Заголовок
подраздела приводится в той же строке.
Пункты нумеруются в пределах каждого подраздела следующим образом: (номер раздела).
(номер подраздела), (номер пункта), например, «2.3.4.». Заголовок пункта приводится в той
строке, но пункт может и не иметь заголовка.
В конце названий разделов, подразделов, пунктов точка не ставится.
Формулы нумеруются в пределах раздела. Например, «формула (2.3)» означает «формула 3
раздела 2» (наличие подраздела на нумерацию не влияет). Формулы, на которые нет ссылок,
можно не нумеровать. Номер необходимо заключать в круглые скобки и размещать на правом
поле страницы на уровне нижней строки формулы, которой он касается.
Рисунки нумеруются в пределах раздела арабскими цифрами (аналогично формулам и
подразделений) и обозначается словом «Рис.», например, «Рис.1.2».
Таблицы нумеруются последовательно в пределах раздела. В правом верхнем углу над
заголовком таблицы размещается надпись «Таблица» с указанием ее номера. Номер таблицы
состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой, например,
«Таблица 2.3».
Приложения оформляются как непосредственное продолжение работы на следующих
страницах. Они размещаются в порядке ссылок в тексте работы. Каждое из приложений
должно размещаться на отдельной странице. Приложение может иметь заголовок, который
печатается вверху, симметрично относительно текста. Приложения нумеруются крупными
кириллическими буквами и обозначаются словом «Приложение», например, «Приложение Б».
Объём текста проектной работы, включая список литературы, не должен быть менее 10
машинописных страниц, максимальное количество страниц - 15.
Для приложений может быть отведено не более 10 стандартных страниц. Основной текст
работы и страницы приложений нумеруются арабскими цифрами.
3.4.6. В состав материалов готового проекта в обязательном порядке включается:
выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из
форм,описанных в приложении 2;
подготовленная обучающимися краткая пояснительная записка к проекту (объемом не
болееодной печатной страницы) с указанием для всех проектов:
а) исходного замысла, цели и назначения проекта;
б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов;
в) списка
использованных
источников. Список
использованных
источников

–
элемент библиографического аппарата, который содержит библиографические описания
использованных источников.
Список использованных источников следует размещать одним из следующих способов: в
порядке появления ссылок в тексте (наиболее удобный в использовании и рекомендован при
написании работы), в алфавитном порядке фамилий первых авторов или заголовков, в
хронологическом порядке.
Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается
описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов - описание
эффектов/эффекта от реализации проекта;
краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в
ходе выполнения проекта, в том числе:
а) инициативности и самостоятельности;
б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе);
в) исполнительской дисциплины.
г) при наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также
отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая
значимость полученных результатов.
3.4.7. Обязательным во всех работах является необходимость соблюдения норм и правил
цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы
(плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
3.5.
Требования к защите ИИП
Цель организации публичной защиты проектов:
создание условий для формирования универсальных учебных действий учащихся;
интеллектуальное и творческое развитие учащихся;
поддержка талантливых учеников,
демонстрацияи
пропаганда лучших
достиженийшкольников;
приобщение учащихся к исследовательской, экспериментально конструкторской,
поисковойдеятельности,
расширение и углубление научно-практического творчества учащихся, теоретических
знанийи необходимых профессиональных навыков школьников.
3.5.1. Защита ИИП проводится в ходе «Недели защиты проектов».
3.5.2. Для защиты ИИП создается комиссия, в состав которой могут входить учителя, педагоги
дополнительного образования, педагоги-психологи, администрация образовательного
учреждения и иные квалифицированные работники. Количество членов комиссии не должно
быть менее трёх человек. Состав комиссии для оценки индивидуальных проектов утверждается
приказом директора школы.
3.5.3. Процедура защиты состоит в 6-8-минутном выступлении учащегося, который
раскрывает актуальность выбранной темы, поставленные задачи, суть проекта и выводы. Далее
следуют ответы на вопросы комиссии.
3.6.
Итоговое оценивание ИИП
3.6.1. Результаты выполнения ИИП оцениваются комиссией по итогам рассмотрения
представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации учащегося и
рецензии руководителя (Приложение 4).
3.6.2. Результаты выполнения ИИП оцениваются комиссией в оценочном листе
(Приложение 5) и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке
протокола заседания комиссии.
3.6.3. Оценивание ИИП осуществляется с использованием аналитического подхода к
описанию результатов, согласно которому по каждому критерию вводятся количественные
показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности.
3.6.5. Отметка за выполнение ИИП обучающегося фиксируется:
в протоколе школьной комиссии по защите ИИП (Приложение 6);
в сводной ведомости результатов защиты ИИП классного руководителя;

в приказе «Об утверждении результатов публичной защиты индивидуальных итоговых
проектов обучающихся»
В протоколе заседания педагогического совета
3.7.
Результат ИИП в том числе используется для принятия педагогическим советом
решения выдачи аттестатов об ООО и СОО.
3.8.
Отметка за выполнение ИИП может быть выставлена в классный журнал, в аттестат об
ООО и СОО при условии наличия соответствующего предмета в Учебном плане 8 и/или 9
класса, 10 и/или 11 класса в объёме не менее 64 часов.
Критерии оценки выполнения проекта
Индивидуальный проект оценивается по следующим критериям:
4.1.1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,
проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения,
включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и
реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета,
объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку
сформированности познавательных учебных действий.
4.1.2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в
умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с
рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
4.1.3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно
планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать
ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий
в трудных ситуациях.
4.1.4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно
изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно
ответить на вопросы.
4.2.
Примерное содержательное описание критериев:
4.
4.1.

Критерий

Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Базовый

Самостоятельное
приобретение
знаний и решение
проблем

Повышенный

Работа содержит достаточный
Работа содержит достаточно полную
объем подходящей информации из информацию из разнообразных
однотипных источников.
источников.
Проблема сформулирована,
обоснована, выдвинута гипотеза
(гипотезы), но план действий по
доказательству/ опровержению
гипотезы неполный.

Проблема сформулирована, обоснована,
выдвинута гипотеза (гипотезы), дан
подробный план действий по
доказательству/опровержению гипотезы.

Актуальность темы проекта и ее
значимость для ученика обозначены
на уровне утверждений, приведены
основания.

Актуальность темы проекта и ее
значимость раскрыты и обоснованы
исчерпывающе, тема имеет актуальность
и значимость для окружающих

Регулятивные
действия

Коммуникация

Представлен развернутый обзор
работы по достижению целей,
заявленных в проекте. Работа
самостоятельная, демонстрирующая
серьезную заинтересованность
автора, предпринята попытка
представить личный взгляд на тему
проекта, применены элементы
творчества.

Представлен исчерпывающий анализ
ситуаций, складывающихся в ходе
работы, сделаны необходимые выводы,
намечены перспективы работы. Работы
отличается творческим подходом,
собственным оригинальным
отношением автора к идее проекта.

Проектный продукт полезен, круг
лиц, которыми он может быть
востребован, указан. Названы
потенциальные потребители и
области использования
продукта.

Продукт полезен. Указан круг лиц,
которыми он будет востребован.
Сформулированы рекомендации по
использованию полученного продукта,
спланированы действия по его
продвижению.

Письменная часть работы
оформлена с опорой на
установленные правилами
порядок и четкую структуру,
допущены незначительные ошибки
в оформлении.
Цель сформулирована, обоснована,
планирование деятельности
соотноситься с собственным
жизненным опытом, задачи
реализуются последовательно.
Тема и содержание проекта
раскрыты, представлен
развернутый обзор работы по
достижению целей, заявленных в
проекте.
Автору удалось вызвать интерес
аудитории, но он вышел за рамки
регламента.
Содержание всех элементов
выступления дает представление о
проекте; присутствует культура
речи, немотивированные
отступления от заявленной темы в
ходе выступления отсутствуют.

Работа отличается четким и грамотным
оформлением в точном соответствии с
установленными правилами.

Автор уверенно отвечает на
поставленные вопросы, но не до
конца
обосновывает свою точку зрения.

Цель сформулирована, четко
обоснована, дан подробный план ее
достижения, самостоятельно
осуществляет контроль и коррекцию
деятельности.
Тема и содержание проекта раскрыты.
Представлен анализ ситуаций,
складывавшихся в ходе работы, сделаны
необходимые выводы, намечены
перспективы работы.
Автору удалось вызвать интерес
аудитории и уложиться в регламент.
Содержание всех элементов
выступления дает представление о
проекте; наблюдается правильность
речи; точность устной и письменной
речи; четкость речи, лаконизм,
немотивированные отступления от
заявленной темы в ходе выступления
отсутствуют.
Автор проявляет хорошее владение
материалом, уверенно отвечает на
поставленные вопросы,
доказательно и развернуть обосновывает
свою точку зрения.

Работает в группе сверстников,
оказывает взаимопомощь,
выстраивает продуктивное
взаимодействие со сверстниками
взрослыми. Может брать
инициативу на себя.

Организует учебное сотрудничество со
сверстниками и взрослыми,
самостоятельно определяет цели и
функции участников, успешно
справляется с конфликтными
ситуациями внутри группы.

4.3.
При проведении оценивания используется следующая шкала
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем
Критерий 1.1. Поиск, отбор и адекватное использование информации

Баллы

Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа
1
однотипных источников
Работа содержит достаточный объем подходящей информации из однотипных источников
2
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников
3
Баллы
Критерий 1.2. Постановка проблемы
Проблема сформулирована, но гипотеза отсутствует. План действий фрагментарный
1
Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы), но план действий
2
по доказательству/опровержению гипотезы не полный
Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы), дан подробный
3
план
Баллы
Критерий 1.3. Актуальность и значимость темы проекта
Актуальность темы проекта и ее значимость для ученика обозначены фрагментарно
1
на уровне утверждений
Актуальность темы проекта и ее значимость для ученика обозначены на уровне
2
утверждений, приведены основания
Актуальность темы проекта и ее значимость раскрыты и обоснованы исчерпывающе
3
тема имеет актуальность и значимость не только для ученика, но и для школы, города
Критерий 1.4. Анализ хода работы, выводы и перспективы
Баллы
1
Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы
Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте
2
Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы,
3
сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы
Критерий 1.5. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе
Баллы
Работа шаблонная. Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не
1
продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого
подхода
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора,
2
предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора
3
к идее проекта
баллы
Критерий 1.6. Полезность и востребованность продукта
Проектный продукт полезен после доработки, круг лиц, которыми он может быть
1
востребован, указан неявно.
Проектный продукт полезен, круг лиц, которыми он может быть востребован указан.
2
Названы потенциальные потребители и области использования продукта.
Продукт полезен. Указан круг лиц, которыми он будет востребован. Сформулированы 3
рекомендации по использованию полученного продукта, спланированы действия по его
продвижению

2. Сформированность предметных знаний и способов действий
Критерий 2.1. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию Баллы
Часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта, цели могут
быть до конца не достигнуты

1

Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но являются
недостаточными
Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта
достигнуты
Критерий 2.2. Глубина раскрытия темы проекта
Тема проекта раскрыта фрагментарно

2

Баллы
1

Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы

2

Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания,
выходящие за рамки школьной программы
Критерий 2.3. Качество проектного продукта
Проектный продукт не соответствует большинству требований качества (эстетика,
удобство использования, соответствие заявленным целям)
Продукт не полностью соответствует требованиям качества
Продукт
полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобенв
использовании, соответствует заявленным целям)
Критерий 2.4.Использование средств наглядности, технических средств
Средства наглядности, в т.ч. ТСО, используются фрагментарно, не выдержаны основные
требования к дизайну презентации
Средства наглядности, в т.ч. ТСО, используются, выдержаны основные требования к дизайну
презентации, отсутствует логика подачи материала, нет согласованности междупрезентацией и
текстом доклада
Средства наглядности, в т.ч. ТСО, используются, выдержаны основные требования к дизайну
презентации, подача материала логична, презентация и текст доклада полностьюсогласованы

3

3
Баллы
1
2
3
Баллы
1
2

3

1.
Сформированность регулятивных действий
Критерий 3.1. Соответствие требованиям оформления письменной части
Баллы
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами,
1
придать ей соответствующую структуру
Письменная часть работы оформлена с опорой на установленные правилами порядок и
2
четкую структуру, допущены незначительные ошибки в оформлении
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с
3
установленными правилами
Критерий 3.2. Постановка цели, планирование путей ее достижения
Баллы
Цель сформулирована, обоснована, дан схематичный план ее достижения
1
Цель сформулирована, обоснована, планирование деятельности соотносится с собственным
2
жизненным опытом, задачи реализуются последовательно
Цель сформулирована, четко обоснована, дан подробный план ее достижения,
3
самостоятельно осуществляет контроль и коррекцию деятельности
Критерий 3.3. Сценарий защиты (логика изложения), грамотное построение доклада Баллы
Тема и содержание проекта раскрыты фрагментарно, дано сравнение ожидаемого и
1
полученного результатов.
Тема и содержание проекта раскрыты, представлен развернутый обзор работы по
2
достижению целей, заявленных в проекте
Тема и содержание проекта раскрыты. Представлен анализ ситуаций, складывавшихся в
3
ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы

Баллы

Критерий 3.4.Соблюдение регламента защиты (не более 5-7 мин.) и степень
воздействия
Материал
изложен
с
учетом
регламента, однакоавтору не
удалосьзаинтересовать аудиторию
Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента

1
2
3

Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент
2.
Сформированность коммуникативных действий
Критерий 4.1. Четкость и точность, убедительность и лаконичность
Содержание всех элементов выступления дает представление о проекте; присутствует культура
речи, наблюдаются немотивированные отступления от заявленной темы в ходевыступления

Баллы
1

Содержание всех элементов выступления дает представление о проекте; присутствует
культура речи, немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления

2

Содержание всех элементов выступления дает представление о проекте; наблюдаетсяправильность
речи; точность устной и письменной речи; четкость речи, лаконизм, немотивированные
отступления

3

Критерий 4.2. Умение отвечать на вопросы, умение защищать свою точку зрения
Баллы
Ответы на поставленные вопросы однословные, неуверенные. Автор не может защищать
1
свою точку зрения
Автор уверенно отвечает на поставленные вопросы, но не до конца обосновывает свою
2
точку зрения
Автор проявляет хорошее владение материалом, уверенно отвечает на поставленные
3
вопросы, доказательно и развернуто обосновывает свою точку зрения
4.4.
Общая оценка проектной работы складывается из баллов, полученных по каждому
критериюпри защите проекта.
4.5.
Полученные баллы переводятся в отметку в соответствии со следующими критериями:
ниже базового уровня – до 19 первичных баллов – отметка «неудовлетворительно»;
базовый уровень – 20-27 первичных баллов – отметка «удовлетворительно»;
повышенный уровень – 28-37 первичных баллов – отметка «хорошо»;
повышенный уровень – 38-48 первичных баллов – отметка «отлично».
4.6.

№п/п

Ведомость защиты и оценки ИИП:

ФИО
ученика

Тема проекта

Форма проектного
продукта

Отметка

Подпись

5.
Права и ответственность сторон
5.1.
Руководитель индивидуального проекта:
5.1.1. обязан:
совместно с учащимся определить тему и учебный план работы по индивидуальному
образовательному проекту;
совместно с учащимся определить цель работы, этапы, сроки, методы работы,
источникинеобходимой информации;
мотивировать учащегося на выполнение работы по индивидуальному образовательному
проекту;
оказывать помощь учащемуся по вопросам планирования, методики, формирования и
представления результатов исследования;
контролировать выполнение учащимся плана работы по выполнению индивидуального
образовательного проекта.
5.1.2. имеет право:
требовать от учащегося своевременного и качественного выполнения работы;
использовать совместно с учащимся в работе по выполнению проекта имеющиеся в
школе информационные ресурсы.

5.2.
Учащийся:
5.2.1. обязан:
выбрать тему индивидуального образовательного проекта;
посещать консультации и занятия по индивидуальному образовательному проекту;
ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя
индивидуальногообразовательного проекта:
подготовить публичный отчет о проделанной работе.
5.2.2. Учащийся имеет право:
на консультацию и информационную поддержку руководителя на любом этапе
выполненияиндивидуального образовательного проекта;
на
использование
для
выполнения индивидуального
образовательного
проектаинформационных ресурсов школы.
6.
Порядок хранения и использования ИИП
6.1.
ИИП является имуществом образовательной организации и хранится в библиотеке до 1
марта года, следующего за годом защиты, после чего может быть возвращен автору по его
личному требованию либо уничтожен.
6.2.
В период хранения ИИП может быть выдан автору для чтения на месте хранения с
учётом выдачи в журнале.
6.3.
О порядке хранения и использования ИИП автор предупреждается к моменту получения
темы.

Приложение 1
Образец заявления
Директору МБОУ «Суворовская средняя
школа имени Д.А. Саруханова»
А.А. Рыхлюк
от учащегося (-ейся) 9 (11) класса
___________________________________
_
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу Вас разрешить выполнение итогового индивидуального проекта (ИИП) по следующему
предмету и теме: ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
и закрепить в качестве руководителя моего ИИП __________________________________________
_____________________________________________________________________________________
«____»____________ 20___г

________________
(подпись обучающегося)

/_______________________/
(ФИО обучающегося)

«С заявлением ознакомлен, с выбранным предметом, темой согласен»
«____»____________ 20___г

________________
(подпись родителя)

/_______________________/
(ФИО родителя)

Приложение 2

Приложение 3
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СУВОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ Д.А. САРУХАНОВА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Предмет:
Тип проекта: Приложение 2
Индивидуальный итоговый проект

ТЕМА РАБОТЫ

Работы выполнила:
Петрова Мария Ивановна
учащаяся ____ класса
МБОУ «Суворовская средняя
школа имени Д.А. Саруханова»
Сакского района

Итог:
Количество баллов__________
Отметка - __________________

Научный руководитель:
Иванова Светлана Петровна
специалист высшей категории,
учитель русского языка, МБОУ
«Суворовская средняя школа
имени Д.А. Саруханова»
Сакского района

Суворовское – 202_ г

Приложение 4

РЕЦЕНЗИЯ
на проектную работу обучающегося ________ класса
МБОУ «Суворовская средняя школа имени Д.А. Саруханова»
____________________________________________
(Ф.И.О.)
по теме: ________________________________________________________
Экскурсионно-познавательный туризм представляет собой популярнейший сегмент
туристского рынка, что предопределяет поиск новых форм и подходов к его организации.
Однако крайне мало работ посвящено развитию Крыма в экскурсионной сфере, несмотря на
значительное разнообразие ресурсов экскурсионно-познавательного туризма в регионе.
Научная новизна – разработан экскурсионный тур, а так же систематизирован и обобщен
материал в виде туристического буклета и путеводителя по самым известным дворцам Крыма.
При выполнении работы сделан акцент на поиск, сбор максимально полной информации и
систематизацию, хронологию исторических фактов исследуемых объектов.
Данная работа имеет практическую значимость, та как для популяризации
достопримечательностей Крыма был составлен тур «Дворцы Южнобережья», который
ориентирован, в первую очередь, на тех туристов, которые уже бывали в Крыму и осматривали его
известные достопримечательности – Долину Привидений, Ай-Петри, Большой каньон, водопады,
пещеры и пещерные города, либо впервые посещают Крым. Разработанный тур включил всемирно
известные экскурсионные объекты Крыма: Массандровский и Ливадийский дворцы, Ласточкино
гнездо и Воронцовский дворец. Экскурсионное путешествие на катере по маршруту Алупка –
Ялта.
Предложенный путеводитель позволит потребителю составить комплексную картину об
известных дворцах Крыма. Это готовое руководство, которое потребует от туриста только
ознакомления. Весь маршрут оптимально разработан под все категории путешественников:
романтиков и не очень, непосед и любящих отдыхать вальяжно, интересующихся историей и
тех,
кому нужно новое и современное.
Во введении к проекту автор определяет главную цель работы - изучение дворцов
Южнобережья,
как
объектов
туризма
на
региональном
уровне.
Основная часть проекта (она состоит из 3-х глав) – систематизирование и анализ
отобранного
материала
и
составление
тура
по
дворцам
Крыма.
В первой главе автор рассматривает теоретические особенности в экскурсионной сфере,
раскрыты понятие и сущность экскурсии, выделены основные проблемы развития экскурсионной
деятельности в Крыму.
Во второй главе представлен обзор самых известных дворцов Южнобережья: Ливадийского,
Массандровского, «Ласточкино гнездо», Воронцовский, их история и описание.
В третьей главе разработан экскурсионный тур по дворцам Крыма, добавлены так же
экономический расчет для группы 30 человек, в котором заложены транспортные расходы,
проживание, питание.
Содержание работы соответствует целям и задачам исследовательской работы. Материал
изложен
логично,
работа
построена
по
традиционной
схеме.
При работе над теоретической частью работы проведена большая работа с литературой.
Автор показал умение логически излагать материал на основе научных и научно-популярных
текстов.
Учащимся проведена колоссальная работа при составлении экскурсионного тура, даны
экономические расчеты экскурсии, в дальнейшем он планирует изучить эти малоизвестные

дворцы, углубить свои знания по истории нашего полуострова, планирую расширить и
усовершенствовать свой путеводитель, обновить карту, сделать ее более информативной и
интерактивной.
Вывод: проектная работа ____________________ по теме: «Дворцы Южнобережья»
отвечает требованиям, предъявляемым к индивидуальному итоговому проекту и
рекомендуется
к
защите.
РЕЦЕНЗЕНТ:
__________________ /________________________/
«_____» _______________20___г

Приложение 5
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
ФИО:_________________________________________, класс____________
Предмет:_______________________________________
Тема проекта:_________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Руководитель проекта: ___________________________________________, учитель истории

Член комиссии

______________

/________________________/

Приложение 6

Председатель аттестационной комиссии: _________________ /________________/
Члены аттестационной комиссии:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».