Окружающий мир или Мир вокруг нас 1-4 класс
Окружающий
мир 1-4 классы
Рабочая программа составлена в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на основе
авторской программы «Окружающий мир» А.А.Плешакова
предметной линии учебников системы «Школа России»; - М.: Просвещение, 2014
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
Плешаков
А. А. Окружающий мир. В 2 ч. 1 класс. М.: Просвещение
Плешаков
А. А. Окружающий мир. В 2 ч. 2 класс. М.: Просвещение
Плешаков
А. А. Окружающий мир. В 2 ч. 3 класс. М.: Просвещение
Плешаков
А. А., Крючкова Е. А. Окружающий мир. В 2 ч. 4 класс
М.: Просвещение, 2014.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
1 класс – 2 часа
в неделю, 66 ч
2 класс – 2 часа
в неделю, 68 ч
3 класс – 2 часа
в неделю, 68 ч
4 класс – 2 часа
в неделю, 68 ч
ЦЕЛИ:
·
Формирование целостной картины мира и осознание
места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и
эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и
природой;
·
Духовно-нравственное развитие и воспитание
личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального
многообразия российского общества.
ЗАДАЧИ:
·
Формирование уважительного отношения к семье,
населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и
культуре, истории и современной жизни;
·
Осознание ребёнком ценности, целостности и
многообразия окружающего мира, своего места в нём;
·
Формирование модели безопасного поведения в
условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
·
Формирование психологической культуры и
компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в
социуме.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
·
Формирование основ российской гражданской
идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
·
Формирование ценностей многонационального
российского общества;
·
Становление гуманистических и демократических
ценностных ориентации;
· Формирование
целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве
и разнообразии природы, народов, культур и религий;
· Формирование
уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
· Овладение
начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
· Принятие и
освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
· Развитие
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
· Формирование
эстетических потребностей, ценностей и чувств;
· Развитие
этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
· Развитие
навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
· Формирование
установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
· Формирование
начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной
жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
· Внутренняя
позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного
ученика, мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные);
· Осознание
личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной
среде и социуме;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ:
· Овладение
способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств её осуществления;
· Освоение
способов решения проблем творческого и поискового характера;
· Формирование
умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата;
·
Формирование умения понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать
даже в ситуациях неуспеха;
· Освоение
начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
· Использование
знаково-символических средств представления информации для создания моделей
изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
· Активное
использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (икт) для решения коммуникативных и познавательных задач;
· Использование
различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета
«окружающий мир»;
· Овладение
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
· Понимать
содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в
виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
· Анализировать
объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением
отличительных признаков;
· Классифицировать
объекты по заданным (главным) критериям;
· Сравнивать
объекты по различным признакам;
· Осуществлять
синтез объектов при составлении
· Готовность
слушать собеседника и вести диалог;
· Готовность
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
· Определение
общей цели и путей её достижения;
· Умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
· Осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих;
· Овладение
начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений
действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.)
· Овладение
базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи
и отношения между объектами и процессами;
·
Умение работать в материальной и информационной
среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в
соответствии с содержанием учебного предмета «окружающий мир».
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
· Понимание
особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы;
· Сформированность
уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре,
природе нашей страны, её современной жизни;
· Осознание
целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности,
элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
· Освоение
доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение,
опыт, сравнение, классификация и др. С получением информации из семейных
архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
·
Развитие навыков устанавливать и выявлять
причинно-следственные связи в окружающем мире.
·
Знать исторические
периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее
время.
·
Знать, что изучает
история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории;
особенности исторической карты.
СОДЕРЖАНИЕ:
1
класс
·
Вводный урок. Задавайте вопросы! – 1ч
·
Что и кто? – 19ч
·
Как, откуда и куда? – 12ч
·
Где и когда? – 12ч
·
Почему и зачем? – 22ч
2 класс
·
Где мы живём – 4ч
·
Природа – 20ч
·
Жизнь города и села – 10ч
·
Здоровье и безопасность – 9ч
·
Общение – 7ч
·
Путешествия – 18ч
3 класс
·
Как устроен мир – 6ч
·
Эта удивительная природа – 18ч
·
Мы и наше здоровье – 10ч
·
Наша безопасность – 7ч
·
Чему учит экономика – 12ч
·
Путешествие по городам и странам – 15ч
4 класс
·
Земля и человечество – 9ч
·
Природа России – 11ч
·
Родной край – часть большой страны – 13ч
·
Страницы всемирной истории – 6ч
·
Страницы истории Отечества – 21ч
·
Современная Россия – 8ч