Литературное чтение 1-4 класс
Литературное
чтение 1-4 классы
Программа разработана на основе федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования Российской
Федерации; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России; планируемых результатов начального общего образования; программы по литературному чтению и авторской
программы «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой,
В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской М.В. Бойкиной предметной линии учебников системы «Школа
России».
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
(УМК)
·
1 КЛАСС
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В и др. Литературное чтение. В 2
ч.- М.: Просвещение, 2014.
·
2 КЛАСС
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В и др. Литературное чтение. В 2
ч. - М.: Просвещение, 2014.
·
3 КЛАСС
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В и др. Литературное чтение. В 2
ч. - М.: Просвещение, 2014.
·
4 КЛАСС
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В и др. Литературное чтение. В 2
ч. -М.: Просвещение, 2014.
УЧЕБНЫЙ
ПЛАН (количество часов):
·
1 класс -3 часа
в неделю; 99 часов
·
2 клас -3
часа в неделю ; 102 часа
·
3 класс -3
часа в неделю; 102 часа
·
4 класс- 3
ч. в неделю ; 102 часа
ЦЕЛИ:
· Овладение осознанным, правильным,
беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования
младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности,
обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к
чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в
выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
· Развитие художественно-творческих и
познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных
произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать
художественное произведение;
·
Обогащение
нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности;
воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов
многонациональной России и других стран.
· «Литературное чтение» как учебный
предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения,
но и воспитания.
· Знакомство учащихся с доступными их
возрасту художественными произведениями, духовно- нравственное и эстетическое
содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных
качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация
учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с
этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки
доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим
аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других
видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным
чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать
её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе
освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной
культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное
мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными
видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника,
находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках
литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая
младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию
читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель
обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и
приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного
произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс
литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных
произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную
природу художественного произведения, на отношение автора к героям и
окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие
школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность
словесного искусства.
ЗАДАЧИ:
· Освоение общекультурных
навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
· Решение этой задачи предполагает формирование у младших школьников
осмысленного читательского навыка, т.е. в результате освоения предметного
содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение
осознанно читать тексты, работать с различной информацией, интерпретировать
информацию в соответствии с запросами.
Овладение речевой,
письменной и коммуникативной культурой.
· Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами
текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об
окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге,
строя монологические высказывания ( на основе произведений и личного опыта),
сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно
пользуются справочным материалом учебника, находя информацию в словарях,
справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе
прочитанного и услышанного.
· Воспитание
эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной
литературе.
· Решение этой задачи способствует пониманию художественного
произведения, как особого вида искусства; формированию умения определять его
художественную ценность и анализировать ( на доступном уровне) средства
выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами
искусства (живопись, музыка); находить сходство и различия используемых
художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения
на основе прочитанных.
· Формирование нравственных ценностей и
эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности
произведения.
· С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной
сущности, влияния на становление личности маленького читателя, решение этой
задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным
произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические
ценности с окружающим миром, получает навык анализа положительных и
отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной
окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию
адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в
жизни.
· Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными
произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно
влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных
качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация
учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с
этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки
доброжелательного сотрудничества.
· Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка
чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным
и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в
книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
· В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень
коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать
собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать
с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом
учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
· На уроках литературного чтения формируется читательская
компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным
читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего
самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении
книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием
прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их
самостоятельно выбрать и оценить.
· Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению
художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на
словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к
героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.
Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить
образность словесного искусства.
Реализация программы обеспечивает достижение
выпускниками основной школы определенных личностных, метапредметных и
предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ:
·
Формирование
чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление
гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального
российского общества;
·
Формирование
средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий;
·
Воспитание художественно-эстетического вкуса,
эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и
заучивания наизусть произведений художественной литературы;
·
Развитие этических чувств, доброжелательности
и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
·
Формирование
уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов,
выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
·
Овладение
начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
·
Принятие и освоение социальной роли
обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
·
Развитие
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах общения;
·
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать
поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками,
осмысливать поступки героев;
·
Наличие мотивации к творческому труду и
бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование
установки на безопасный, здоровый образ жизни.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ:
·
Овладение
способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств её осуществления;
· Освоение способами решения проблем
творческого и поискового характера;
·
Формирование
умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные
способы достижения результата;
·
Формирование
умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
·
Использование
знаково-символических средств представления информации о книгах;
·
Активное
использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных
задач;
·
Использование
различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях,
энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами;
·
Овладение
навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами,
осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами
коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
·
Овладение
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения
рассуждений;
·
Готовность
слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право
каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
·
Умение
договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения,
осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
·
Готовность
конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества.
ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ:
·
Понимание
литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и
передачи нравственных ценностей и традиций;
·
Осознание
значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и
её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий
о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом
чтении;
·
Достижение
необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности,
общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя,
элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных
текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
·
Использование
разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение
осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов,
участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку
поступков героев;
·
Умение
самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками
для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно
краткую аннотацию;
·
Умение
использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать
причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить
текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства
выразительности, пересказывать произведение;
·
Умение
работать с разными видами текстов, находить характерные особенности
научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом
уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание
текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание —
характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
·
Развитие
художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на
основе художественного произведения, репродукции картин художников, по
иллюстрациям, на основе личного опыта.
СОДЕРЖАНИЕ:
1 класс
· Добукварный период 12 ч
· Букварный период 47 ч
· Послебукварный период 10 ч
· Вводный урок 1 ч
· Жили-были буквы 4 ч
· Сказки, загадки, небылицы 3 ч
· Апрель, апрель. 3венит капель! 2 ч
· И в шутку и всерьёз 5 ч
· Я и мои друзья 6 ч
· О братьях наших меньших 8 ч
Резерв 1 ч
2 класс
· Вводный урок 1 ч
· Самое великое чудо на земле 3 ч
· Устное народное творчество 12 ч
· Люблю природу русскую. Осень. 7 ч
· Русские писатели. 12 ч
· О братьях наших меньших. 10 ч
· Из детских журналов. 8 ч
· Люблю природу русскую. Зима. 7ч
· Писатели детям. 11 ч
· Я и мои друзья. 7 ч
· Люблю природу русскую. Весна. 6 ч
· И в шутку и всерьёз. 8 ч
· Литература зарубежных стран. 8 ч
· Повторение 1 ч
3 класс
· Самое великое чудо на земле 3 ч
· Устное народное творчество 10 ч
· Поэтическая тетрадь № 1 8 ч
· Великие русские писатели 19 ч
· Поэтическая тетрадь № 2 5 ч
· Литературные сказки 7 ч
· Были-небылицы 8 ч
· Поэтическая тетрадь № 1 4 ч
· Люби живое 12 ч
· Поэтическая тетрадь № 2 6 ч
· Собирай по ягодке - наберёшь
кузовок 11 ч
· По страницам детских журналов 4 ч
· Зарубежная литература 5
ч
4 класс
· Летописи, былины, жития 8 ч
· Чудесный мир классики 17 ч
· Поэтическая тетрадь 10 ч
· Литературные сказки 11 ч
· Делу время – потехе час 8 ч
· Страна детства 7 ч
· Поэтическая тетрадь 5 ч
· Природа и мы 9 ч
· Поэтическая тетрадь 6 ч
· Родина 6 ч
· Страна Фантазия 6 ч
· Зарубежная литература 9 ч
· Внеклассное чтение