«Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс
«Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс
Программа составлена на основе федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования в соответствии с требованиями к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего и основного
общего образования и положениями Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России. Программы «Основы религиозных культур и
светской этики» Данилюк А.Я. М.: Просвещение,
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
КОМПЛЕКС (УМК)
·
Основы мировых религиозных культур. Беглов А.Л.,
Саплина Е.В. Учебник
для 4 класса, М: Просвещение,2014
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество
часов):
·
4класс-1 час в неделю,34 часа
ЦЕЛЬ:
· формирование у младшего подростка мотиваций
к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении
культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к
диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
ЗАДАЧИ:
· - знакомство обучающихся с основами
православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых
религиозных культур и светской этики;
· - развитие представлений младшего подростка
о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи,
общества;
· - обобщение знаний, понятий и представлений
о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и
формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих
целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных
предметов на ступени основной школы;
·
-
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя
общественного мира и согласия.
Программа обеспечивают достижение учащимися
начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных
результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ:
формирование основ российской гражданской идентичности,
развитие чувства гордости за свою Родину;
• формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии
культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к
представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного
отношения к их культуре;
• становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
• формирование национальной и гражданской
самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
• развитие самостоятельности и ответственности за свои
поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих
ценностях, социальной справедливости и свободе;
• развитие этических чувств как регулятора морального
поведения;
• воспитание доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;
• развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных
состояний и рефлексии;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов,
искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном
решении спорных вопросов;
• развитие мотивации к продуктивной созидательной
деятельности;
• формирование бережного
отношения к материальным и духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ:
формирование основ российской гражданской идентичности,
развитие чувства гордости за свою Родину;
• формирование образа мира как единого и целостного при
разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к
представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного
отношения к их культуре;
• становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
• формирование национальной и гражданской
самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
• развитие самостоятельности и ответственности за свои
поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих
ценностях, социальной справедливости и свободе;
• развитие этических чувств как регулятора морального
поведения;
• воспитание доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;
• развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных
состояний и рефлексии;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов,
искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном
решении спорных вопросов;
• развитие мотивации к продуктивной созидательной
деятельности;
• формирование бережного
отношения к материальным и духовным ценностям.
ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ:
знание, понимание и принятие личностью ценностей:
Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции
многонационального народа России;
• знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание
их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
• понимание значения нравственности, веры и религии в
жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений о традиционных
религиях, об исторической роли традиционных религий в становлении российской
государственности; формирование первоначального представления об отечественной
религиозно-культурной традиции как духовной основе много-национального и
многоконфессионального народа России;
• освоение основополагающих понятий учебного модуля
«Основы буддийской культуры»; знакомство с историей возникновения и
распространения буддийской культуры; знание и понимание основ духовной традиции
буддизма;
• формирование умений устанавливать связь между
религиозной культурой и повседневным поведением людей, анализировать жизненные
ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной
культуры; формирование личностной и гражданской позиции по отношению
к различным явлениям действительности;
• знакомство с описанием содержания священных книг, с
историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных
сооружений, с историей и традициями основных религиозных праздников;
• осознание места и роли буддийской культуры в истории
России;
• формирование умения проводить параллели между различными
религиозными культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и
этических ценностей;
• развитие эстетической сферы, способности к
эмоциональному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к
памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции;
• формирование умений
устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведением людей,
анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с
нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по
отношению к различным явлениям действительности.
СОДЕРЖАНИЕ:
· Введение.
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества -1ч
·
Основы
религиозных культур - 28 часов
·
Духовные
традиции многонационального народа России
- 5 часов.