Русский язык 5-9 класс
Русский язык 5-9 классы
Программы разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, Программы основного общего образования . Русский язык 5-9 классы /Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицин). М.: Просвещение,
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК)
Русский язык 5 класс (2 части) : Л.М. Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В. Загоровская – М. : Просвещение, 2014 .
Русский язык 6 класс (2 части) : Л.М. Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В. Загоровская – М. : Просвещение, 2014 .
Русский язык 7 класс : Л.М. Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В. Загоровская – М. : Просвещение, 2014 .
Русский язык 8 класс : Л.М. Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В. Загоровская – М. : Просвещение, 2014
Русский язык 9 класс : Л.М. Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В. Загоровская – М. : Просвещение, 2014
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов)
5 класс - 4 часа в неделю; 136 часов
6 класс - 5 часов в неделю; 170 часов
7 класс - 4 часа в неделю; 136 часов
8 класс - 3 часа в неделю; 102 часа
9 класс – 4 часа в неделю; 136 часов
ЦЕЛИ:
· воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
· воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
· овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
· овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и Т.Д.);
· освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
ЗАДАЧИ:
- совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности(говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации): создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
-умение различать монологическую, диалогическую и поли логическую речь, участие в диалоге и поли логе;
-развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;
-овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
-понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка, осуществление информационной переработки текста, передача его смысла в устной и письменной форме, а также умение характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;
-умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их.
Программы обеспечивают достижение выпускниками основной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
- владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт- диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
Предметные результаты:
-представление об основных функциях понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры; понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ:
5 класс
Язык и общение. -2 ч
Вспоминаем, повторяем, изучаем. – 7 ч
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи- 7 ч
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. – 15 ч
Лексика. Культура речи. – 18 ч
Морфемика. Орфография. Культура речи. – 16 ч
Морфология – 54 ч
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе – 6 ч
6 класс
Введение- 5 ч
Морфемика, словообразование, культура речи- 16 ч
Лексикология, орфография, культура речи. – 23 ч
Фразеология – 5 ч
Грамматика. Морфология, орфография, культура речи:
Имя существительное- 14ч
Имя прилагательное. – 19 ч
Имя числительное. – 14 ч
Местоимение – 19 ч
Глагол -22 ч
Синтаксис, пунктуация, культура речи. – 17 ч
7 класс
Русский язык как развивающееся явление. -1 ч
Повторение изученного в 5 – 6 классах. – 10 ч
Тексты и стили- 4 ч
Морфология. Причастие. – 19 ч
Деепричастие. – 11 ч
Наречие- 23 ч
Категория состояния. – 7 ч
Служебные части речи. – 7 ч
Предлог. – 11 ч
Союз. – 12 ч
Частица. – 17 ч
Междометие. – 4 ч
Повторение и систематизация изученного в 5 – 7 классах. – 6
8 класс
Введение -4 ч
Повторение изученного в 5 - 7классах – 8 ч
Синтаксис, пунктуация, культура речи – 9 ч
Простое двусоставное предложение – 15 ч
Односоставные предложения – 10 ч
Простое осложнённое предложение 12 ч
Предложения с обособленными членами -16 ч
Обращение, вводные конструкции – 8 ч
Способы передачи чужой речи – 8 ч
Повторение изученного в 8 классе - 4 ч
9 класс
Введение -1 ч
Синтаксис и пунктуация – 34 ч
Сложное предложение -12 ч
Сложносочинённое предложение – 9 ч
Сложноподчинённое предложение - 39
Бессоюзное сложное предложение – 11 ч
Сложное предложение с разными видами связи – 15 ч
Повторение – 10 ч