Русский язык 10-11 класс
Русский язык 10-11 классы
Программы разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования примерных программ основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку ; программ по русскому языку для 10 — 11 классов (автор: И.В.Гусарова) — М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2015; - И.В.Гусарова. «Русский язык. 10 класс».
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК)
· -И.В.Гусарова. «Русский язык. 10 класс». Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый и углублённый уровни. - М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2015; -
· - И.В.Гусарова. «Русский язык. 11 класс». Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый и углублённый уровни. - М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2015.2021 г
Учебный план(количество часов)
· 10 класс-3часа в неделю,102 часа
· 11класс-3 часа в неделю,102 часа
ЦЕЛИ:
· —формировать представление о языке как духовной сокровищнице народа, его нравственной, культурной ценности, воспитывать гражданина и патриота, овладевать культурой межнационального общения;
· —осознавать роль языка как средства личностного становления и развития, приобщения к культурным ценностям, осознавать эстетическую ценность слова, развивать эстетический вкус, умение проникать в смысловое поле слова и текста в целом, совершенствовать на этой основе искусство понимания текста;
· —развивать читательскую культуру, использовать различные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста; совершенствовать информационные умения и навыки;
· —развивать умение создавать тексты, устные и письменные, различных типов и жанров, с заданной функционально-стилевой установкой, с учётом речевой ситуации;
· —овладевать опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях, ситуациях межкультурного общения; коммуникативно целесообразно использовать язык в разных сферах и средах общения, развивать способность к речевому взаимодействию и социальной адаптации, навыки самоорганизации и саморазвития;
· —углублять знания о языке как многофункциональной развивающейся системе, о норме, её функциях, функционально-стилистической системе русского языка, оценивать явления и факты речевой культуры с точки зрения норм литературного языка, формировать функциональную грамотность как основу взаимодействия в социуме; —воспитывать потребность постоянно совершенствовать свою речевую культуру, обогащать свой язык.
· —углубить знания о лингвистике как науке, о русском языке как объекте научного исследования, анализировать языковые явления и факты с учётом их различных интерпретаций, в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям;
· —проводить комплексный лингвистический анализ языковых средств текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью, стилистический анализ текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка, редактировать тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка;
· —оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, разграничивать варианты норм и речевые нарушения, анализировать коммуникативные качества и эффективность речи, понимать причины коммуникативных неудач, предупреждать и преодолевать их, осуществлять речевой самоконтроль, самооценку и самокоррекцию, совершенствовать собственные коммуникативные способности.
ЗАДАЧИ:
· -формировать различные типы компетенции на материале одного блока модулей;
- наращивать компетенции за счёт «спирального» принципа изучения языка и обучения речи, что имеет свои преимущества по сравнению с линейным принципом;
-осуществить переход к индивидуально ориентированной организации учебного процесса.
Программы обеспечивают достижение выпускниками школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
· - Осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; формирование гражданина и патриота своей страны, бережно относящегося к своему языку и созданным на нём памятникам словесного искусства, осознающим свою причастность к состоянию речевой культуры общества в целом.
· - Cформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу - создателю культурных ценностей, уважительного отношения к другим культурам.
· -Сформированность языковой личности, способной выразить себя на языке и с помощью языка, осознающей значение языка для саморазвития и самореализации, готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности.
· - Сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
· - Приобретение коммуникативных навыков, важных для организации сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
· - Сформированность духовно-нравственных основ личности в результате освоения культурно значимых текстов, приобщения к культурному опыту человечества, нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.
· - Сформированность потребности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознание необходимости постоянно совершенствовать свою речь, свою речевую культуру.
· -Осознание эстетической ценности слова, воспитание эстетического отношения к миру; понимание этики и эстетики филологии.
· - Сформированность экологического мышления, бережного отношения к слову.
· - Сформированность духовно-нравственных ориентиров, способствующих воспитанию национальной идентичности, привитие традиционных семейных ценностей.
· -Способность делать осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
· Регулятивные универсальные учебные действия:
· самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
· оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
· ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
· оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
· выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
· организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
· сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия:
· искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
· критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
· использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
· находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
· выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
· выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
· менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия:
· осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
· при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
· координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
· развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
· распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
· воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
· рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;
· распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
· анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи;
· комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
· отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
· использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
· иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
· выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
· дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
· проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
· оценивать стилистические ресурсы языка;
· сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
· владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
· создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
· соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
· соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
· соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
· осуществлять речевой самоконтроль;
· совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
· использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
· оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
· проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
· выделять и описывать социальные функции русского языка;
· проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности;
· анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
· характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка;
· проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме;
· проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
· критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст;
· выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;
· осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
· использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка;
· проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
· редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка;
· определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи.
Содержание
10 класс
Введение в курс русского языка 10 класса.
Содержательный учебный блок 1 ( 18 ч )
Раздел 1. Общие сведения о языке ( 6 ч)
Раздел 2. Речь как процесс коммуникативной деятельности (3 ч)
Раздел 3. Орфография (2 ч)
Раздел 4. Синтаксис и пунктуация (5 ч)
Содержательный учебный блок 2 (13 ч)
Раздел 5. Становление и развитие русского языка (2 ч)
Раздел 6. Текст как результат речевой деятельности ( 3 ч)
Раздел 7. Орфография (2 ч)
Раздел 8. Синтаксис и пунктуация (5 ч)
Содержательный учебный блок 3 (16 ч)
Раздел 9. Краткая история русской письменности и реформы русского письма (5 ч)
Раздел 10. Виды речевой деятельности и способы фиксации информации (3 ч)
Раздел 11. Орфография (2 ч)
Раздел 12. Синтаксис и пунктуация (5 ч)
Содержательный учебный блок 4 (21 ч)
Раздел 13. Лексика и фразеология ( 8 ч)
Раздел 14. Стилистическое расслоение русской лексики: функциональные стили речи (5 ч)
Раздел 15. Орфография (2 ч)
Раздел 16. Синтаксис и пунктуация (4 ч)
Содержательный учебный блок 5 ( 17 ч)
Раздел 17. Фонетика (5 ч)
Раздел 18. Нормы русского литературного языка (2 ч)
Раздел 19. Орфография (5 ч)
Раздел 20. Синтаксис и пунктуация (4 ч)
Содержательный учебный блок 6 ( 14 ч)
Раздел 21. Морфемика и словообразование ( 3 ч)
Раздел 22. Русский речевой этикет (2 ч)
Раздел 23. Орфография (4 ч)
Раздел 24. Синтаксис и пунктуация ( 4 ч).
Итоговое повторение ( 2 ч)
11 класс
Содержательный учебный блок 7 ( 7 ч)
Раздел 25. Морфология как раздел грамматики (2 ч)
Раздел 26. Орфография (1 ч)
Раздел 27. Основные качества хорошей речи (2 ч)
Раздел 28. Синтаксис и пунктуация (2 ч)
Содержательный учебный блок 8 ( 11 ч)
Раздел 29. Служебные части речи (3 ч)
Раздел 30. Орфография (4 ч)
Раздел 31. Нормы языка и культура речи (2 ч)
Раздел 32. Синтаксис и пунктуация (2 ч)
Содержательный учебный блок 9 (15 ч)
Раздел 33. Имя существительное как часть речи (3 ч).
Раздел 34 . Орфография (4 ч)
Раздел 35. Нормы языка и культура речи (5 ч)
Раздел 36. Синтаксис и пунктуация (3 ч)
Содержательный учебный блок 10 (11 ч)
Раздел 37. Имя прилагательное как часть речи ( 5 ч)
Раздел 38. Орфография (2 ч)
Раздел 39. Нормы языка и культура речи (2 ч)
Раздел 40. Синтаксис и пунктуация (2 ч)
Содержательный учебный блок 11 (9 ч)
Раздел 41. Имя числительное как часть речи (3 ч)
Раздел 42. Орфография (2 ч)
Раздел 43. Нормы языка и культура речи. ( 1 ч)
Раздел 44. Синтаксис и пунктуация. (3 ч)
Содержательный учебный блок 12 ( 8 ч )
Раздел 45. Местоимение как часть речи (3 ч )
Раздел 46. Орфография ( 1 ч)
Раздел 47.Нормы языка и культура речи (1 ч)
Раздел 48. Синтаксис и пунктуация (3 ч)
Содержательный учебный блок 13 (14 ч)
Раздел 49. Глагол как части речи (6 ч)
Раздел 50. Орфография (6 ч)
Раздел 51. Нормы языка и культура речи (1 ч)
Раздел 52. Синтаксис и пунктуация ( 2 ч)
Содержательный учебный блок 14 (11 ч)
Раздел 53. Причастие как особая форма глагола (7 ч).
Раздел 54. Орфография (1 ч)
Раздел 55. Нормы языка и культура речи (1 ч)
Раздел 56. Синтаксис и пунктуация (2 ч)
Содержательный учебный блок 15 (7 ч)
Раздел 57. Деепричастие как особая форма глагола. (4 ч)
Раздел 58. Орфография (1 ч)
Раздел 59. Нормы языка и культура речи. (1 ч).
Раздел 60. Синтаксис и пунктуация (1 ч)
Содержательный учебный блок 16 (9 ч)
Раздел 61. Наречие как часть речи. (3 ч)
Раздел 62. Орфография (2 ч)
Раздел 63. Нормы языка и культура речи (2 ч)
Синтаксис и пунктуация ( 1 ч)
Итоговый урок ( 1 ч)