История 10-11 класс
История 10-11 классы
Рабочая программа по предмету «История» предназначена для 10 – 11 классов для изучения на базовом уровне. Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, Историко-культурным стандартом, Рабочей программы по истории 10–11 классы (базовый уровень) для общеобразовательных организаций Республики Крым. – Симферополь, 2020 – с. 46 и авторских учебных программ:
– Данилов А.А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6–10 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/А.А. Данилов, О.Н. Журавлева, Е.И. Барыкина. – М.: Просвещение, 2020;
– Несмелова М.Л. История. Всеобщая история. Новейшая история. Рабочая программа. Поурочные рекомендации. 10 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций: базовый и углубленный уровни/ М.Л. Несмелова, Е.Г. Середнякова, А.О. Сороко-Цюпа– М.: Просвещение, 2020.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
· История России, 1946 - начало XXI в. 11 класс. Учебник. Базовый уровень. В 2-х частях/ Данилов А., Торкунов А., Хлевнюк О. - М.: Просвещение, 2021.
· История России, 1914-1945 гг. 10 класс. Учебник. Базовый уровень. В 2-х частях/ Данилов А.А., Косулина Л.Г., Горинов М.М. - М.: Просвещение, 2021.
· Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. История. Всеобщая история. Новейшая история.10 - 11класс. Базовый и углубленный уровни: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ [Сороко-Цюпа А.О., Несмелова М.Л., Середнякова Е.Г.]:под ред.А.А Искендерова – М, Просвещение, 2021г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
· 10 класс – 2 часа в неделю, 68 часов
· 11 класс – 2 часа в неделю, 68 часов
ЦЕЛИ:
· Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
· Современный подход в преподавании истории предполагает единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности школьников, формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
· овладение учащимися знаниями об основных этапах развития:
· человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
· воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
· развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
· формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
ЗАДАЧИ:
· овладение основными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
· осознание связей и закономерностей развития истории зарубежных стран и отечественной истории;
· воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
· формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с культурными, религиозными, этнонациональными традициями; толерантного отношения к представителям других народов.
Программы обеспечивают достижение выпускниками основной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
· в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
· готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
· готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
· в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
· российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
· уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
· формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
· воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
· в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
· гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
· признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
· мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
· интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
· приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
· готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
· в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
· нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
· принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
· формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
· развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
· в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
· мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
· готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
· экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
· в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
· положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
· в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
· уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
· готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
· готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
· в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
· физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
· Регулятивные универсальные учебные действия
· Выпускник научится:
· самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
· оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
· ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
· оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
· выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
· организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
· сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
· Познавательные универсальные учебные действия
· Обучающийся научится:
· искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
· критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
· использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
· находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
· выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
· выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
· менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
· Коммуникативные универсальные учебные действия
· Обучающийся научится:
· осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
· при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
· координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
· развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
· распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
· Обучающийся на базовом уровне научится:
· рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
· рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
· знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;
· определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· представлять культурное наследие России и других стран;
· работать с историческими документами;
· сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
· критически анализировать информацию из различных источников;
· соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
· использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
· использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
· составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
· работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
· читать легенду исторической карты;
· владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
· демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
· оценивать роль личности в отечественной истории XX века;
· ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории XX века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.
· Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
· демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;
· устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры;
· определять место и время создания исторических документов;
· проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран;
· характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
· понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
· использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
· представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту;
· соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей XX века;
· анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте
· общероссийской и мировой истории XX века;
· обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией;
· приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
· применять полученные знания при анализе современной политики России;
· владеть элементами проектной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ:
10 класс
· ИСТОРИЯ. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ – 24 ч
· Введение. Новейшая история как историческая эпоха – 1 ч
· Глава I. Мир накануне и в годы Первой мировой войны – 4 ч
· Глава II. Межвоенный период (1918–1939) – 12 ч
· Глава III. Вторая мировая война – 7 ч
· ИСТОРИЯ РОССИИ – 46 ч
· Раздел I. Россия в годы «великих потрясений». 1914–1921 гг. – 13 ч
· Раздел II. Советский Союз в 1920–1930-е гг. - 13 ч
· Раздел III. Великая Отечественная война. 1941–1945 гг. -13 ч
· Итоговое повторение -7 ч
11 класс
· ИСТОРИЯ. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ – 24 ч
· Глава IV. Соревнование социальных систем – 19 ч
· Глава V. Современный мир – 4 ч
· Итоговое повторение – 1 ч
· ИСТОРИЯ РОССИИ – 46 ч
· Раздел IV. Апогей и кризис советской системы. 1945–1991 гг. – 26 ч
· Раздел V. Российская Федерация в 1992–2019 гг. – 12 ч
· Итоговое повторение – 6 ч