Основы безопасности жизнедеятельности 8-9 класс
Основы безопасности жизнедеятельности 8-9 класс
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. 5-9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. - 3-е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 64 с.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
· Смирнов А.Т., Хренников Б.О./Под ред. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс. Издательство «Просвещение»;
· Смирнов А.Т., Хренников Б.О./Под ред. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс. Издательство «Просвещение»;
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
· 8 класс – 1 час в неделю, 34 часа
· 9 класс – 1 час в неделю, 34 часа
ЦЕЛИ:
· безопасное поведение обучающихся в ЧС природного, техногенного и социального характера;
· понимание каждым обучающимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
· принятие обучающимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценности семьи, справедливости судов и ответственности власти;
· отрицательное отношение обучающихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
· готовность и способность обучающихся к нравственному самосовершенствованию.
ЗАДАЧИ:
· Формирование у обучающихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в ЧС природного, техногенного и социального характера;
· Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
· Формирования у обучающихся основных понятий об опасных и ЧС в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
· Выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
· Приобретения обучающимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умениях адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
8 класс
ученик научится:
· формировать понятие о целостном мировоззрении, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
· усваивать правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающие жизни и здоровью людей, правила поведения на транспорте и на дорогах;
· формировать готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
· формировать ценности здорового и безопасного образа жизни;
· осознавать значения семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
ученик получит возможность научиться:
· критическому отношению к информации и избирательности её восприятия;
· усваивать гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; воспитать в себе чувства ответственности и долга перед Родиной,
· осмысливать мотивы своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
· формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
· осваивать социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
· формировать основы экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
· формировать анти экстремистское мышление и антитеррористическое поведение, соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
9 класс
· усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
· формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
· усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;
· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
· формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
· освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
· развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
· формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
· осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
· формирование анти экстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
8 класс
ученик научится:
· находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
· самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
· извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы);
· готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников;
· умению определять понимать, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы,
· владению основами самоконтроля, самооценки, принятию решений и осуществлению осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
ученик получит возможность научиться:
· оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
· критически оценивать информацию, добытую из различных источников;
· освоению приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
· формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
9 класс
· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
· умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
· умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:
· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
· формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
· освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
· формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
8 класс
Основы комплексной безопасности
ученик научится:
· формировать понятие о современной культуре безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в различных условиях;
· соблюдению мер пожарной безопасности в быту;
· правилам безопасного поведения на дорогах, транспорте, водоемах в различные времена года.
ученик получит возможность научиться:
· понимать необходимость сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
· предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
· принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера и безопасность населения
ученик научится:
· формировать понятие о современной культуре безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
· классифицировать чрезвычайные ситуации техногенного характера;
· распознавать потенциально опасные объекты;
ученик получит возможность научиться:
· защите от аварий на радиационно-опасных объектах, химических, взрывопожароопасных на гидротехнических сооруженьях, выявлять их причины и прогнозировать возможные последствия;
· защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, давать рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
ученик научится:
· давать основные понятия здорового образа жизни;
· выявлять основные инфекционные заболевания, их причины, связь с образом жизни;
· оказывать первую помощь пострадавшим;
ученик получит возможность научиться:
· формировать убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
· понимать личную и общественную значимость современной культуры безопасности жизнедеятельности.
9 класс
· формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
· формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
· понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
· понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
· формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
· понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
· знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;
· знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
· умение оказать первую помощь пострадавшим;
· умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
· умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
СОДЕРЖАНИЕ:
8 класс
· Основы безопасности личности, общества и государства -22 ч
· Основы медицинских знаний и здорового образа жизни -12 ч
9 класс
· Основы комплексной безопасности -8 ч
· Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций -7ч
· Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации -9 ч
· Основы здорового образа жизни -10 ч