Основы безопасности жизнедеятельности 10-11 класс
Основы безопасности жизнедеятельности 10-11 класс
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. 5-9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. - 3-е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 64 с.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
· Смирнов А.Т., Хренников Б.О./Под ред. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) 10 класс. Издательство «Просвещение»;
· Смирнов А.Т., Хренников Б.О./Под ред. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) 11 класс. Издательство «Просвещение».
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
10 класс – 1 часа неделю, 34 часа
11 класс – 1 часа в неделю, 34 часа
ЦЕЛИ:
· способствовать завершению формирования ключевых качеств выпускника школы, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования.
ЗАДАЧИ:
· формирование у учащихся экологического мышления, понимания ими влияния социально-экологических процессов на состояние природной и социальной среды обитания человека; воспитанием у них культуры безопасного поведения в условиях неблагоприятной экологической обстановки в местах проживания;
· формирование у учащихся духовно-нравственных принципов взаимоотношения полов, способствующих осознанию традиционных ценностей семьи, их готовности к 5 созданию благополучной семьи в современных условиях и обеспечению демографической безопасности государства;
· формирование у учащихся индивидуальной системы здорового образа жизни для повышения уровня их духовного, физического и социального благополучия, а также для обеспечения здорового долголетия граждан Российской Федерации;
· формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для повышения их защищённости на индивидуальном уровне от внешних и внутренних угроз в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
· формирование у учащихся духовных и физических качеств, свойственных гражданину Российской Федерации и защитнику Отечества; подготовка их к военной службе в современных условиях (граждан мужского пола — обязательно, граждан женского пола — по их желанию).
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
10 класс
Личностные результаты отражают:
· российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
· гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
· готовность к служению Отечеству, его защите;
· сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
· сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
· общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
· толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям
· навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
· нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
· готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
· эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
· принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
· бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
· осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
· сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
· ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
11 класс
У обучающийся будут сформированы
· ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию;
· осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере;
· представление о социальных нормах, правил поведения;
· представление о ценности здорового и безопасного образа жизни.
Обучающийся получит возможность для формирования
· целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
· представления образа социально-политического устройства;
· представления о государственной организации России, знания государственной символики (герб, флаг, гимн) РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентации в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
· знания о своей этнической принадлежности, национальных ценностях, традициях, культуре, о народах и праздниках;
· способности понимать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
10 класс
Метапредметные результаты отражают:
· умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
· умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
· владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
· готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
· умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
· умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
· умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
· владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
· владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
11 класс
Коммуникативные УУД:
· излагать письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста по заданным образцам;
· начинать, поддерживать и заканчивать диалог в соответствии с заданными нормами речи, темой обсуждения и целью общения;
· следовать заданной процедуре группового обсуждения;
· фиксировать итоговый продукт (результат) коммуникации;
познавательные УУД:
· из представленной учителем информации выбирать ту, которая необходима для решения поставленной задачи;
· искать ответы на вопросы, сформулированные учителем в одном источнике, предоставленном учителем;
· самостоятельно формулировать вопросы, ответы на которые необходимо получить;
· пользоваться справочником, энциклопедией, СМИ; ориентироваться в книге по содержанию, а на сайте по ссылкам;
· оценивать найденную информацию согласно критериям, предложенным учителем;
· воспринимать основное содержание фактической/оценочной информации в результате прочтения специально составленного текста, монологе, диалоге, дискуссии (группа), определяя основную мысль;
· воспринимать требуемое содержание фактической/оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии (группа), извлекая необходимую фактическую информацию, определяя причинно-следственные связи;
· излагать полученную информацию по заданным вопросам;
· проверять достоверность информации по способу, предложенному учителем;
· находить вывод и аргументы в предложенном источнике информации;
регулятивные УУД:
· ставить учебные задачи с помощью учителя;
· использовать план учителя для решения поставленной задачи или достижения цели;
· осуществлять пошаговый и итоговый контроль с помощью учителя;
· оценивать свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении; ориентироваться в структуре учебника, анализировать условные обозначения.
· совершенствовать приёмы работы с текстом, (прогнозировать содержание текста по заголовку, данным к тексту рисункам); осуществлять самоконтроль и самооценку;
· оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
· владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
· работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
· формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
10 класс
Предметные результаты отражают:
· сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;
· знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
· сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;
· сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;
· знание распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
· знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);
· знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;
· умение применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
· знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка;
· знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
· владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.
11 класс
· формулировать личные понятия о безопасности;
· правилам поведения при возникновении конкретной чрезвычайной ситуации техногенного характера;
· формировать современный уровень культуры безопасности жизнедеятельности;
· формировать индивидуальную систему здорового образа жизни;
· анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
· выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
· приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбору информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
· применять полученные теоретические знания на практике;
· принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
· основы российского законодательства об обороне государства, о воинской обязанности и военной службе граждан;
· состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
· основные права и обязанности граждан по призыву на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
особенности прохождения военной службы по призыву, по контракту и альтернативной гражданской службы;
· предназначение, структуру и задачи РСЧС;
· предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.
СОДЕРЖАНИЕ:
10 класс
· «Основы безопасности личности, общества и государства» -17 ч.
· Основы медицинских знаний и здорового образа жизни -4 ч.
· Обеспечение военной безопасности государства-13 ч.
11 класс
· «Основы безопасности личности, общества и государства»-6 ч.
· Основы медицинских знаний и здорового образа жизни -7 ч
· Обеспечение военной безопасности государства-21 ч.