Родной язык (русский) 10-11 класс
«Родной
язык (русский)»
10-11
класс
Содержание программы родного русского языка 10 – 11 классов
ориентировано на сопровождение и поддержку
основного курса русского языка и направлено на достижение результатов освоения
основной образовательной программы основного общего образования по русскому
языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным
стандартом. Основное внимание уделено культуре устной и письменной речи,
совершенствованию овладения языковой нормой, навыкам правописания.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
КОМПЛЕКС (УМК)
Русский родной язык. 10 класс : учебное пособие для
общеобразоват.организаций / [О. М. Александрова и др.]. —
М. : Просвещение, 2018.
· Русский родной
язык. 11 класс : учебное пособие для общеобразоват.организаций / [О.
М. Александрова и др.]. — М. : Просвещение, 2018.
Учебный план (количество часов)
· 10
класс-1час в неделю,34 часа
· 11класс-1
час в неделю,34 часа
Цель: совершенствование
коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой
компетенций.
Задачи:
-Дать представление о связи языка
и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии
русского языка;
-Закрепить и углубить знания учащихся об
основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике,
фразеологии, грамматике, правописанию;
-Закрепить и расширить знания о языковой
норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения
правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык
применения в практике речевого общения основных норм современного русского
литературного языка;
-Совершенствовать орфографическую и
пунктуационную грамотность учащихся;
-Обеспечить дальнейшее овладение
функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о
стилях, их признаках, правилах использования;
-Развивать и совершенствовать способность
учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические
высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять
речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения
языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных
задач.
-Формировать и совершенствовать основные
информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов
разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными
источниками.
Программы обеспечивают достижение
выпускниками школы определенных личностных, метапредметных и предметных
результатов
Планируемые результаты изучения учебного
предмета «Родной язык (русский)»
Планируемые личностные результаты
– российская идентичность, способность к
осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство
причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России,
патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России;
– формирование уважения к русскому языку
как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской
идентичности и главным фактором национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам,
традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
– ориентация обучающихся реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и
способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить
жизненные планы;
– готовность и способность обучающихся к
отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность
вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим
событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории,
духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества;
– приверженность идеям интернационализма,
дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям.
– нравственное сознание и поведение на
основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;
– принятие гуманистических ценностей,
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению;
– развитие компетенций сотрудничества со
сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности.
Планируемые метапредметные результаты
1. Регулятивные универсальные учебные
действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать
параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия
достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни
окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные
задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и
другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели,
планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и
нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск
ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат
деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные
действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы
решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и
ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать
информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в
информационных источниках;
– использовать различные
модельно-схематические средства для представления существенных связей и
отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
– находить и приводить критические
аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно
относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и
осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств
и способов действия;
– выстраивать индивидуальную
образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и
ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в
познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные
действия
– осуществлять деловую коммуникацию как со
сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и
за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из
соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть
как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в
условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать
свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых
средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и
предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и
образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты
Выпускник научится:
– использовать языковые средства адекватно
цели общения и речевой ситуации;
– использовать знания о формах русского
языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности,
жаргон, арго) при создании текстов;
– создавать устные и письменные
высказывания, монологические и диалогические тексты определенной
функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и
определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения,
аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
– выстраивать композицию текста, используя
знания о его структурных элементах;
– подбирать и использовать языковые
средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
– правильно использовать лексические и
грамматические средства связи предложений при построении текста;
– сознательно использовать
изобразительно-выразительные средства языкапри создании текста;
– использовать при работе с текстом разные
виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное)
и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с
выборочным извлечением информации);
– анализировать текст с точки зрения
наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять
его тему, проблему и основную мысль;
– извлекать необходимую информацию из
различных источников и переводить ее в текстовый формат;
– преобразовывать текст в другие виды
передачи информации;
– выбирать тему, определять цель и
подбирать материал для публичного выступления;
– соблюдать культуру публичной речи;
– соблюдать в речевой практике основные
орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и
пунктуационные нормы русского литературного языка;
– оценивать собственную и чужую речь с
позиции соответствия языковым нормам;
– использовать основные нормативные
словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки
зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник получит возможность научиться:
– распознавать уровни и единицы
языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
– анализировать при оценке собственной и
чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения
правильности, точности и уместности их употребления;
– комментировать авторские высказывания на
различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
– отличать язык художественной литературы
от других разновидностей современного русского языка;
– использовать синонимические ресурсы
русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности
речи;
– иметь представление об историческом
развитии русского языка и истории русского языкознания;
– выражать согласие или несогласие с
мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
– дифференцировать главную и
второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном
тексте;
– проводить самостоятельный поиск
текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную
информацию;
– сохранять стилевое единство при создании
текста заданного функционального стиля;
– создавать отзывы и рецензии на
предложенный текст;
– соблюдать культуру чтения, говорения,
аудирования и письма;
– соблюдать культуру научного и делового
общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных
проблем;
– соблюдать нормы речевого поведения в
разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
– осуществлять речевой самоконтроль;
– совершенствовать орфографические и
пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного
языка;
– использовать основные нормативные
словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых
языковых средств;
– оценивать эстетическую сторону речевого
высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Содержание
10
класс
Раздел 1. Язык и культура (5 ч.)
Раздел 2. Культура речи (19ч.)
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность.
Текст (10ч.)
11 класс
Раздел 1. Язык и культура (5 ч.)
Раздел 2. Культура речи (19 ч.)
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность.
Текст (9 ч)
Резерв учебного времени – 1 ч.