Основы религиозных культур и светской этики

ОРКСЭ    4 класс

Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования   в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования и положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программы «Основы религиозных культур и светской этики» Данилюк А.Я. М.: Просвещение, 2012 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК)

  Учебник: «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» под редакцией Шемшуриной А.И., издательство «Просвещение»,2014г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):

4класс-1 час в неделю, 34 часа

ЦЕЛЬ:

формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважения к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

 ЗАДАЧИ:

·        знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур и светской этики;

·        развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

·        обобщение знаний, понятий, представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

·        развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

 Программа обеспечивают достижение учащимися начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.

 Личностные  результаты:    

 

                        Оценивать  жизненные  ситуации  и  поступки  людей  с  точки  зрения  общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.

v Объяснять  и  обосновывать  с  точки  зрения  общепринятых  норм  и  ценностей,  какие поступки считаются хорошими и плохими.

v Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

v Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.

v Чувствовать  ответственность  за  свой  выбор;  понимать,  что  человек  всегда  несёт ответственность за свои поступки.

Средством  достижения  этих  результатов  служит  учебный  материал  и  задания учебников, нацеленные на 1-ю и 2-ю линии развития школьников.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

§  Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

§   Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

§  Совместно с учителем составлять план решения задачи.

§   Работая  по  плану,  сверять  свои  действия  с  целью  и  при  необходимости  исправлять ошибки с помощью учителя.

§   В  диалоге  с  учителем  вырабатывать  критерии  оценки  и  оценивать  свою  работу  и работу других учащихся.

Средства  формирования  регулятивных  УУД  –  это  технология  проблемного диалога  на  этапе  изучения  нового  материала  и  технология  оценивания  образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

§  Ориентироваться  в  своей  системе  знаний:  самостоятельно  предполагать,  какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.

§    Отбирать  необходимые  для  решения  учебной  задачи  источники  информации  среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

§   Добывать  новые  знания:  извлекать  информацию,  представленную  в  разных  формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).

§  Перерабатывать  полученную  информацию:  сравнивать  и  группировать  факты  и явления; определять причины явлений и событий.

§   Перерабатывать  полученную  информацию:  делать  выводы  на  основе  обобщения знаний.

§   Преобразовывать  информацию  из  одной  формы  в  другую:  составлять  простой  план учебно-научного текста.

§  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средства  формирования  познавательных  УУД  –  это  учебный  материал  и  задания учебников, нацеленные на 1-ю линию развития.

Коммуникативные УУД:

§  Доносить  свою  позицию  до  других  людей:  оформлять  свои  мысли  в  устной  и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

§  Доносить  свою  позицию  до  других  людей:  высказывать  свою  точку  зрения  и обосновывать её, приводя аргументы.

§  Слушать  других  людей,  рассматривать  их  точки  зрения,  относиться  к  ним  с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.

§   Читать  вслух  и  про  себя  тексты  учебников  и  при  этом:  вести  «диалог  с  автором» (прогнозировать  будущее  чтение;  ставить  вопросы  к  тексту  и  искать  ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

§   Договариваться  с  людьми:  сотрудничать  в  совместном  решении  задачи,  выполняя разные роли в группе.Средства  формирования  коммуникативных  УУД  –  это  технология  проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.

Предметными  результатами  изучения  курса  должны  быть  знания  и  умения, перечисленные ниже.

К 1-й линии развития относятся следующие из них:

§  Определять  и  объяснять  своё  отношение  к  общественным  нормам  и  ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).

§  Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.

§  Устанавливать  взаимосвязи  между  определённой  светской  или  религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях.

Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:

§  Строить  толерантные  отношения  с  представителями  разных  мировоззрений  и культурных традиций.

§  Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.

§  Договариваться  с  людьми,  предотвращая  или  преодолевая  конфликты  в  учебных моделях жизненных ситуаций.

К концу обучения  по данному курсу школьник должен получить возможность:

*приобрести  социальные  знания  (об  общественных  нормах,  об  устройстве  общества,  о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;

*получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

*получить опыт самостоятельного общественного действия..

Диагностика успешности  достижения этих результатов выполняется, прежде всего, в ходе проектной  работы  учащихся.  Основной  способ  диагностики  –  рефлексивная  самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми  друг  друга  под  руководством  учителя.  Дополнительный  способ  диагностики  –экспертная  оценка  учителем  в  результате  наблюдения  за  деятельностью  учащихся  при осуществлении проектов и представлении их классу.

 Требования к уровню подготовки обучающихся  по модулю «Основы светской этики»

Личностные результаты:

  • формирование основ  гражданской идентичности, чувства гордости за  свою Родину, народ и историю России, Крыма, осознание своей этнической инациональной принадлежности;

·       формирование ценностей многонационального  общества;

·        формирование целостного, социально ориентированного  взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур  и религий;

·       формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуредругих народов.

Метапредметные результаты:

Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках   образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

  • умение выделять  признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы  религиозных культур и светской этики»;
  • высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и  явлений  действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с  использованием компьютера)

 

 Предметные результаты:

·       готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

·       знакомство с основными нормами светской морали, понимание их  значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

·       понимание значения нравственности в жизни человека и  общества;

·       формирование первоначальных представлений о светской этике, её роли в культуре, истории и современности;

·       становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;

·       воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания,духовных традициях народов России, Крыма;

·       осознание ценности человеческой жизни

      Содержание модуля  «Основы светской этики»

 Введение. Этика — наука о нравственной жизни человека ( 1 ч)

  Этика — наука о нравственной жизни человека, о нрав ственных нормах его поведения в окружающем мире и в отношениях с людьми. Понятие «воспитанность», определяющее культуру поведения человека. Вежливость как основа воспитанности. Древнегреческий мыслитель Аристотель — основатель этической науки. Вековой человеческий опыт о смысловой сущности норм поведения человека. Основные понятия: этика, воспитанность, вежливость.

 Раздел 1. Этика общения (4 ч)

 Тема 1. Добрым жить на белом свете  веселей (1 ч)

  Понятия «добро» и «зло» как главные этические кате гории. Смысловое значение понятия «доброта», его взаимосвязь с другими понятиями этики. Смысловое значение понятия «зло», его сочетание с другими понятиями этики. Основные понятия: добро, зло.

 Тема 2. Правила общения для всех (1 ч)Хочу такой сайт

   Значение высказывания «Люди, как камни в реке, об тачивают  друг  друга». Общение как потребность человека. Стремление к пониманию — главное в общении людей. Тактичность как условие общения. Чуткость и  дели катность  как  характеристики общения. Золотое правило нравственности. Основные понятия: тактичность, чуткость, деликатность.

 Тема 3. От добрых правил — добрые слова и поступки (1 ч)

  Вековой опыт о добром начале в человеке. Добро  в на шей повседневной  жизни. «От доброты добро, от зла зло родится». Копилка добрых слов и поступков. 24 Основные понятия: доброта, красота.

  Тема 4. Каждый интересен (1 ч)

  Основные принципы, заложенные в правилах общения, как условие для каждого в классе. Проявление  индивиду альных  особенностей  и интересов учащихся. Условия возникновения и сохранения дружбы. Основные понятия: дружба, уважение, приветливость.

  Раздел 2. Этикет (4 ч)

 Тема 1. Премудрости этикета (1 ч)

  Этикет как этическое понятие, его сущность и содержание. Основные нормы этикета и их смысловые значения. История возникновения этикета. Аккуратность, опрятность, точность как первоначальные условия этикетной культуры. Привлекательность правил этикета. Основные понятия: этикет, аккуратность, опрятность, точность.

 Тема 2. Красота этикета (1 ч)

 Целесообразность и красота этикета. Основные принципы, заложенные в правила этикета. Правила этикета за столом, умение пользоваться столовыми приборами. Осно вы  разумности этикета. Основные понятия: церемониал, церемонимейстер.

 Тема 3. Простые школьные и домашние правила этикета (1 ч)

  Правила соответствия школьному и домашнему этикету.  Их главные основания. Требования этикета в раз личных жизненных ситуациях, их отражение  в  посло вицах. Основные понятия: поступок, разумность, благодарность.

 Тема 4. Чистый ручеёк нашей речи (1 ч)

  Характеристика и определение понятия «речь», его смысловые значения. Общее и особенное в словах «речь» и «речка». Смысл и эмоциональная окраска слова, его образная выразительность. Вековой опыт о главном в речи. Основные понятия: слово, речь, образ.

  Раздел 3. Этика человеческих отношений (4 ч)

 Тема 1. В развитии добрых чувств — творение души (1 ч)

  Этическая основа понятия «душа», его определение и образные характеристики. Смысловые и эмоциональные значения данного понятия. Взаимодействие разума и чувств  в различных состояниях  души. Характеристи ка  понятия «душевность». Общее и особенное в понятиях «душа», «дух», «духовность». Пути творения души. Основные понятия: душа, душевность, чувство, духов ность. 

 Тема 2. Природа — волшебные двери к добру и  доверию (1 ч)

  Природа как добрая основа жизни. Значение природы для человека. Внимание и бережное отношение к живой природе. Природа — книга, которую надо прочитать и правильно понять. Соотношение человека и природы. Вековой  опыт о природе. Основные понятия: природа, жизнь, человек

   Тема 3. Чувство Родины (1 ч)

 Многогранность и смысловое значение понятия «Родина». Взаимосвязь человека с Родиной. Взаимосвязь понятий «Родина» и «Отчизна». Цен ностное  содержание пословиц о Родине. Суть выражения «Судьба и Родина едины». Смысловая  характеристика  по нятия «патриотизм». Основные понятия: род, Родина, Отчизна, патриотизм.

 Тема 4. Жизнь протекает среди людей (1 ч)

  Многообразие форм взаимодействия людей  и  их  взаимовлияние  друг  на друга. Познание себя и других людей через общение и взаимодействие с ними. Потребность доставлять радость людям и в то же время уважать себя — одна из ведущих характеристик человека  вегоотношениях  с другими людьми. Основные понятия: человек, человечность, польза, от ношения.

 Раздел 4. Этика отношений в коллективе (3 ч)

 Тема 1. Чтобы быть коллективом… (1 ч)

  Содержание понятия «коллектив». Главные характеристики и значимые принципы коллективных отношений. Типичное и особенное в ситуациях коллективной жизне деятельности. Ценности личности и коллектива, особенности взаимодействия в коллективе. Нравственная  установ ка поведения в коллективе. Основные понятия: коллектив, личность, нравственная установка, понимание, доверие, достоинство.

 Тема 2. Коллектив начинается с меня (1 ч)

  Индивидуальные потребности во взаимодействии  с  кол лективом. Пути сближения в коллективных отношениях, важные правила для каждого. Самооценка, самоопределение, самовоспитание. Что нужно, чтобы стать единомыш ленниками. Основные понятия: индивидуальность, уважение, дружба.

 Тема 3. Мой класс — мои друзья (1 ч)

  Умение видеть состояние другого человека и соответственно реагировать на него. Нюансы дружеских отношений. Преодоление обид и позитивность стремлений в дружеских отношениях. Умение заглянуть в себя и увидеть хорошее в другом человеке. 26 Основные понятия: помощь, поддержка, участие.

 Раздел  5.  Простые нравственные истины (5 ч )

 Тема 1 .     Ежели душевны вы и к этике не глухи… (1 ч)  

  Золотое правило этики — его сущность и содержание. Основная суть простых нравственных правил. Вековой человеческий опыт о простых и важных нравственных  ис тинах. Взаимодействие разных культур в нашей много национальной стране. Общее и особенное в традициях. Единое в нравственных нормах взаимоотношений людей. Сущность и содержание общечеловеческих ценностей. Аз бука простых норм нравственности. Основные понятия: жизнь, человек, общечеловеческие ценности.

    Тема 2.   Жизнь священна (1 ч)

  Жизнь как главная потребность человека. Жизнь свя щенна — главная нравственная истина. Различие мате риальных и духовных потребностей, их смысловая значимость. Реализация духовных потребностей в личной жизни человека. Высокие смыслы жизни. Жизнь и чело век — основные нравственные ценности. Жить с нравственным законом в душе. Человеческий опыт о качестве жизни. Основные понятия: потребность, смысл, нравственный закон.

 Тема 3.    Человек рождён для добра (1 ч)

  Благо жизни — в развитии добра. Отражение жизни в народном творчестве. Сказки как учебник жизни. Бескорыстность и доброта как главные характеристики героев сказок. Содержательная взаимосвязь сказок и народных пословиц в преодолении зла. Необходимость отойти от зла и сотворить благо. Основные понятия: добро, зло, истина, красота, благо, труд, мысль.

 Тема 4.   Милосердие — закон жизни (1 ч)

  Значимость и взаимосвязь этических понятий «сочувствие», «сопереживание», «сострадание», «милосердие», «участие». Чувство сопричастности другому человеку. Милосердие как основа жизни. Нравственные истины милосердия. Смысловая суть противоположных понятий «благодар-ность» и «неблагодарность». Основные понятия: сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие, участие, благодарность. 

 Тема 5.   Жить во благо себе и другим (1 ч)

  Конфликтные ситуации и их благоприятное решение. Необходимость следования нравственным принципам в любых ситуациях во взаимодействии с представителями различных вероисповеданий. Недопустимость недоброжелательности по отношению к любому человеку. Тактичность  и простые правила справедливости. Основные понятия: благо, искренность, доброжелатель ность, справедливость, тактичность.

 Раздел 6.   Душа обязана трудиться (4 ч)

 Тема 1. Следовать нравственной установке (1 ч)

  Намерения и поступки, их соответствие и несоответствие. Следование добру как нравственная установка в действиях человека. Её смысловая суть и содержание. Труд и необходимые нравственные усилия души. Вековой опыт человечества как ориентир в нравственных действиях и поступках. Основные понятия: нравственная установка, нравствен ные усилия, позиция добра.

 Тема 2. Достойно жить среди людей (1 ч)

  Взаимосвязь понятий «достойно» и «достоинство». Погружение во внутренний мир собственной жизни и опора на лучшее в себе. Необходимость веры в себя. Развитие нравственных норм жизни на основе их разумности. Достоинство как обязательное следование нрав ственным канонам в собственных действиях. Достижение понимания другого человека. Общие правила разных народов: законы гостеприимства, уважение к старшим, почитание родителей, забота о младших, слабых. Бескорыстие как качество личности и основа достойной жизни человека среди людей. Гуманность, гуманизм как сущность человеческой жизнедеятельности. Основные понятия: достоинство, внутренний мир, разум, бескорыстие, гуманность, гуманизм.

 Тема 3. Уметь понять и простить (1 ч)

  Необходимость и умение посмотреть на себя со стороны. Забота о равновесии между чувствами и их проявлениями. Стремление увидеть и услышать другого человека. Гуманизм как этический принцип отношений. Типичные моменты семейной жизни и достижение  гармонии в отношениях. Как контролировать свои порывы. Вековой человеческий опыт о понимании и прощении. Основные понятия: понимание, прощение, семья, гармония, гуманность

   Тема 4. Простая этика поступков (1 ч)

  Суть простой этики поступков. Основной ориентир — любые наши действия всегда должны быть не во вред   другим людям. Нравственный выбор и его моральное значение. Проявление терпимости как обязательное условие взаимодействия с людьми различных национальностей. В основе терпимости лежит такое понятие, как дружелюбие. Закономерность простой этики поступков. Основные понятия: этика поступков, нравственный выбор, терпимость, дружелюбие.

  Раздел 7.   Посеешь поступок — пожнёшь характер (4 ч)

 Тема 1. Общение и источники преодоления обид (1 ч)

  Основные формы общения. Характеристики нравствен ных качеств, привлекающих нас в поступках тех, с кем мы общаемся. Общее и особенное в них. Когда общение становится источником обид, неприятностей, плохого на строения, грустного состояния души? Пути преодоления неприятных моментов общения в классе. Простые правила векового опыта человечества, способствующие гармоничному общению. Основные понятия: доброжелательность, доброта, чувство юмора, общительность, воспитанность, терпимость к недостаткам других людей, справедливость, чувство собственного достоинства, благородство.

 Тема 2. Ростки нравственного опыта поведения (1 ч)

 Направленность душевных усилий каждого на приобретение нравственного опыта поведения. Причины негативных состояний человека и возможности их изменения. Необходимость стремления каждого понять чувства другого и соответственно вести себя. Параметры данного со-ответствия. Практические действия для сокращения расстояния между «знаю» и «поступаю». Когда чувства руководствуются разумом. Формирование привычки поступать в соответствии с нравственными нормами и правилами. Основные понятия: нравственность, воля, опыт поведе-ния, норма, чувство, разум.

 Тема 3. Доброте сопутствует терпение (1 ч)

  Взаимосвязь добра и терпения. Значимость осознанного нравственного выбора. Результаты терпимости. Качества, сопутствующие проявлению терпимости. Основные понятия: терпеливость, терпимость, снисходительность, деликатность.

 Тема 4. Действия с приставкой «со» (1 ч)

  Качества, обозначаемые словами с приставкой «со» — вместе. Ценностно-смысловая суть этих качеств и их значимость для человека. Сочувствие, содействие как помощь в совместном проживании горя и радости. Осознание своей полезности другому человеку. Равнодушие, зависть как противопоставления нравственности. Образ жизни неравнодушного человека. Главная ценность этической культуры личности.   Основные понятия: равнодушие, зависть, нравственный образ жизни, этическая культура.

 Раздел 8.   Судьба и Родина едины ( 5  ч)

  Тема 1. С чего начинается Родина… (1 ч)

  Смысловой оттенок понятия «чувство Родины». Соотношение понятий «Родина» и «Отечество». Связь семьи и Родины зарождается от семейного порога и колыбельной песни, крепнет и расширяется по мере взросления человека. Ценностно-смысловые оттенки этой связи. Значение лада в семье. Простые правила его сохранения. Вековой опыт человечества. Основные понятия: Родина, Отечество, дом, семья, лад.

 Тема 2. В тебе рождается патриот и гражданин (1 ч)

  Основы чувства любви к матери и Родине. Общее и особенное. Патриот, гражданин — сын Отечества, его защитник. Когда взрослеет гражданин, Родина спокойна. Основные понятия: патриот, патриотизм, гражданин, гражданственность, любовь, служение, долг.

 Тема 3. Человек — чело века (1ч)

  Смысловое содержание понятия «человек». Определение сути человека в опыте поколений. Человек таков, как он мыслит. Главенствующие ценности и качества людей. Мыслители о сути человека. Основные понятия: человек, образ человека, мышление, жизнедействие, ценность, мировоззрение.

 Тема 4. Слово, обращённое к себе( 1 ч)

 Тема 5. Подготовка творческих проектов. Выступление с проектами (1 ч)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

РП ОРКСЭ Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575817 Директор/Заведующий Рыхлюк Алла Анатольевна Дата подписания документа 14.11.2021 23:43:56 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».