Основы религиозных культур и светской этики
ОРКСЭ 4 класс
Программа составлена на основе федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования в соответствии с требованиями к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего и основного
общего образования и положениями Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России. Программы «Основы религиозных культур и
светской этики» Данилюк А.Я. М.: Просвещение,
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
КОМПЛЕКС (УМК)
Учебник:
«Основы религиозных культур и светской этики. Основы
светской этики» под редакцией Шемшуриной А.И., издательство
«Просвещение»,2014г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество
часов):
4класс-1 час в неделю, 34 часа
ЦЕЛЬ:
формирование у
младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному
на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и
уважения к ним, а также к диалогу с представителями других культур и
мировоззрений.
ЗАДАЧИ:
·
знакомство обучающихся
с основами мировых религиозных культур и светской этики;
·
развитие представлений
младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни
личности, семьи, общества;
·
обобщение знаний,
понятий, представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в
начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих
основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при
изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
·
развитие способностей
младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на
основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Программа обеспечивают достижение учащимися
начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностные результаты:
Оценивать
жизненные ситуации и
поступки людей с
точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять
поступки человека от него самого.
v Объяснять
и обосновывать с точки зрения
общепринятых норм и
ценностей, какие поступки
считаются хорошими и плохими.
v Самостоятельно определять и формулировать
самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих
нравственных ценностей).
v Опираясь на эти правила, делать выбор своих
поступков в предложенных ситуациях.
v Чувствовать
ответственность за свой
выбор; понимать, что
человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Средством достижения
этих результатов служит
учебный материал и задания
учебников, нацеленные на 1-ю и 2-ю линии развития школьников.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
§ Самостоятельно формулировать цели урока после
предварительного обсуждения.
§ Совместно с учителем обнаруживать и
формулировать учебную задачу (проблему).
§ Совместно с учителем составлять план решения
задачи.
§ Работая
по плану, сверять
свои действия с
целью и при
необходимости исправлять ошибки с
помощью учителя.
§ В диалоге
с учителем вырабатывать
критерии оценки и
оценивать свою работу
и работу других учащихся.
Средства формирования
регулятивных УУД – это технология
проблемного диалога на этапе
изучения нового материала
и технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
§ Ориентироваться в
своей системе знаний:
самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения
учебной задачи в один шаг.
§ Отбирать
необходимые для решения
учебной задачи источники
информации среди предложенных
учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
§ Добывать
новые знания: извлекать
информацию, представленную в
разных формах (текст, таблица,
схема, рисунок и др.).
§ Перерабатывать полученную
информацию: сравнивать и
группировать факты и явления; определять причины явлений и
событий.
§ Перерабатывать
полученную информацию: делать
выводы на основе
обобщения знаний.
§ Преобразовывать информацию
из одной формы
в другую: составлять
простой план учебно-научного
текста.
§ Преобразовывать информацию из одной формы в
другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средства формирования
познавательных УУД – это учебный
материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю линию
развития.
Коммуникативные УУД:
§ Доносить
свою позицию до
других людей: оформлять
свои мысли в
устной и письменной речи с учётом
своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
§ Доносить
свою позицию до
других людей: высказывать
свою точку зрения
и обосновывать её, приводя аргументы.
§ Слушать
других людей, рассматривать
их точки зрения,
относиться к ним с
уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
§ Читать
вслух и про
себя тексты учебников
и при этом:
вести «диалог с
автором» (прогнозировать
будущее чтение; ставить
вопросы к тексту
и искать ответы; проверять себя); отделять новое от
известного; выделять главное; составлять план.
§ Договариваться
с людьми: сотрудничать
в совместном решении
задачи, выполняя разные роли в
группе.Средства формирования коммуникативных УУД
– это технология
проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология
продуктивного чтения, работа в малых группах.
Предметными
результатами изучения
курса должны быть
знания и умения, перечисленные ниже.
К 1-й линии развития относятся следующие из них:
§ Определять
и объяснять своё
отношение к общественным
нормам и ценностям (нравственным, гражданским,
патриотическим, общечеловеческим).
§ Излагать своё мнение по поводу значения
светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.
§ Устанавливать
взаимосвязи между определённой
светской или религиозной культурой и поведением людей,
мыслящих в её традициях.
Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:
§ Строить
толерантные отношения с
представителями разных мировоззрений
и культурных традиций.
§ Делать свой выбор в учебных моделях
общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
§ Договариваться с
людьми, предотвращая или
преодолевая конфликты в учебных
моделях жизненных ситуаций.
К концу обучения
по данному курсу школьник должен получить возможность:
*приобрести социальные
знания (об общественных
нормах, об устройстве
общества, о социально одобряемых
и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание
социальной реальности и повседневной жизни;
*получить опыт
переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
*получить опыт
самостоятельного общественного действия..
Диагностика
успешности достижения этих результатов
выполняется, прежде всего, в ходе проектной
работы учащихся. Основной
способ диагностики –
рефлексивная самооценка каждого
ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка
детьми друг друга
под руководством учителя.
Дополнительный способ диагностики
–экспертная оценка учителем
в результате наблюдения
за деятельностью учащихся
при осуществлении проектов и представлении их классу.
Требования к уровню подготовки
обучающихся по модулю «Основы светской
этики»
Личностные
результаты:
- формирование основ гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, народ и
историю России, Крыма, осознание своей этнической инациональной
принадлежности;
·
формирование ценностей
многонационального общества;
·
формирование целостного, социально
ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
·
формирование
уважительного отношения к иному мнению, истории и культуредругих народов.
Метапредметные результаты:
Освоение учащимися
универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных
жизненных ситуациях:
- умение выделять признаки и свойства, особенности
объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и
культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»;
- высказывать суждения на
основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных
особенностей объектов, процессов и
явлений действительности;
осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера)
Предметные результаты:
·
готовность к
нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
·
знакомство с основными
нормами светской морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
·
понимание значения
нравственности в жизни человека и
общества;
·
формирование
первоначальных представлений о светской этике, её роли в культуре, истории и
современности;
·
становление внутренней
установки личности поступать согласно своей совести;
·
воспитание
нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания,духовных
традициях народов России, Крыма;
·
осознание ценности
человеческой жизни
Содержание модуля «Основы светской этики»
Введение.
Этика — наука о нравственной жизни человека ( 1 ч)
Этика — наука о нравственной жизни человека,
о нрав ственных нормах его поведения в окружающем мире и в отношениях с людьми.
Понятие «воспитанность», определяющее культуру поведения человека. Вежливость
как основа воспитанности. Древнегреческий мыслитель Аристотель — основатель
этической науки. Вековой человеческий опыт о смысловой сущности норм поведения
человека. Основные понятия: этика, воспитанность, вежливость.
Раздел 1.
Этика общения (4 ч)
Тема 1.
Добрым жить на белом свете веселей (1 ч)
Понятия «добро» и «зло» как главные этические
кате гории. Смысловое значение понятия «доброта», его взаимосвязь с другими
понятиями этики. Смысловое значение понятия «зло», его сочетание с другими
понятиями этики. Основные понятия: добро, зло.
Тема 2.
Правила общения для всех (1 ч)
Значение высказывания «Люди, как камни в
реке, об тачивают друг друга». Общение как потребность человека.
Стремление к пониманию — главное в общении людей. Тактичность как условие
общения. Чуткость и дели катность как
характеристики общения. Золотое правило нравственности. Основные
понятия: тактичность, чуткость, деликатность.
Тема 3. От
добрых правил — добрые слова и поступки (1 ч)
Вековой опыт о добром начале в человеке.
Добро в на шей повседневной жизни. «От доброты добро, от зла зло
родится». Копилка добрых слов и поступков. 24 Основные понятия: доброта, красота.
Тема 4.
Каждый интересен (1 ч)
Основные принципы, заложенные в правилах
общения, как условие для каждого в классе. Проявление индивиду альных особенностей
и интересов учащихся. Условия возникновения и сохранения дружбы.
Основные понятия: дружба, уважение, приветливость.
Раздел 2.
Этикет (4 ч)
Тема 1.
Премудрости этикета (1 ч)
Этикет как этическое понятие, его сущность и
содержание. Основные нормы этикета и их смысловые значения. История
возникновения этикета. Аккуратность, опрятность, точность как первоначальные
условия этикетной культуры. Привлекательность правил этикета. Основные понятия:
этикет, аккуратность, опрятность, точность.
Тема 2.
Красота этикета (1 ч)
Целесообразность и красота этикета. Основные
принципы, заложенные в правила этикета. Правила этикета за столом, умение
пользоваться столовыми приборами. Осно вы
разумности этикета. Основные понятия: церемониал, церемонимейстер.
Тема 3.
Простые школьные и домашние правила этикета (1 ч)
Правила соответствия школьному и домашнему
этикету. Их главные основания.
Требования этикета в раз личных жизненных ситуациях, их отражение в
посло вицах. Основные понятия: поступок, разумность, благодарность.
Тема 4.
Чистый ручеёк нашей речи (1 ч)
Характеристика и определение понятия «речь»,
его смысловые значения. Общее и особенное в словах «речь» и «речка». Смысл и
эмоциональная окраска слова, его образная выразительность. Вековой опыт о
главном в речи. Основные понятия: слово, речь, образ.
Раздел 3.
Этика человеческих отношений (4 ч)
Тема 1. В
развитии добрых чувств — творение души (1 ч)
Этическая основа понятия «душа», его
определение и образные характеристики. Смысловые и эмоциональные значения
данного понятия. Взаимодействие разума и чувств
в различных состояниях души.
Характеристи ка понятия «душевность».
Общее и особенное в понятиях «душа», «дух», «духовность». Пути творения души.
Основные понятия: душа, душевность, чувство, духов ность.
Тема 2. Природа
— волшебные двери к добру и доверию (1
ч)
Природа как добрая основа жизни. Значение
природы для человека. Внимание и бережное отношение к живой природе. Природа —
книга, которую надо прочитать и правильно понять. Соотношение человека и
природы. Вековой опыт о природе.
Основные понятия: природа, жизнь, человек
Тема 3.
Чувство Родины (1 ч)
Многогранность и смысловое значение понятия
«Родина». Взаимосвязь человека с Родиной. Взаимосвязь понятий «Родина» и
«Отчизна». Цен ностное содержание
пословиц о Родине. Суть выражения «Судьба и Родина едины». Смысловая характеристика по нятия «патриотизм». Основные понятия: род,
Родина, Отчизна, патриотизм.
Тема 4.
Жизнь протекает среди людей (1 ч)
Многообразие форм взаимодействия людей и
их взаимовлияние друг
на друга. Познание себя и других людей через общение и взаимодействие с
ними. Потребность доставлять радость людям и в то же время уважать себя — одна
из ведущих характеристик человека
вегоотношениях с другими людьми.
Основные понятия: человек, человечность, польза, от ношения.
Раздел 4.
Этика отношений в коллективе (3 ч)
Тема 1.
Чтобы быть коллективом… (1 ч)
Содержание понятия «коллектив». Главные
характеристики и значимые принципы коллективных отношений. Типичное и особенное
в ситуациях коллективной жизне деятельности. Ценности личности и коллектива,
особенности взаимодействия в коллективе. Нравственная установ ка поведения в коллективе. Основные
понятия: коллектив, личность, нравственная установка, понимание, доверие,
достоинство.
Тема 2.
Коллектив начинается с меня (1 ч)
Индивидуальные потребности во
взаимодействии с кол лективом. Пути сближения в коллективных
отношениях, важные правила для каждого. Самооценка, самоопределение,
самовоспитание. Что нужно, чтобы стать единомыш ленниками. Основные понятия:
индивидуальность, уважение, дружба.
Тема 3. Мой
класс — мои друзья (1 ч)
Умение видеть состояние другого человека и
соответственно реагировать на него. Нюансы дружеских отношений. Преодоление
обид и позитивность стремлений в дружеских отношениях. Умение заглянуть в себя
и увидеть хорошее в другом человеке. 26 Основные понятия: помощь, поддержка,
участие.
Раздел 5.
Простые нравственные истины (5 ч )
Тема 1
. Ежели душевны вы и к этике не
глухи… (1 ч)
Золотое правило этики — его сущность и
содержание. Основная суть простых нравственных правил. Вековой человеческий
опыт о простых и важных нравственных ис
тинах. Взаимодействие разных культур в нашей много национальной стране. Общее и
особенное в традициях. Единое в нравственных нормах взаимоотношений людей.
Сущность и содержание общечеловеческих ценностей. Аз бука простых норм
нравственности. Основные понятия: жизнь, человек, общечеловеческие ценности.
Тема
2. Жизнь священна (1 ч)
Жизнь как главная потребность человека. Жизнь
свя щенна — главная нравственная истина. Различие мате риальных и духовных
потребностей, их смысловая значимость. Реализация духовных потребностей в
личной жизни человека. Высокие смыслы жизни. Жизнь и чело век — основные
нравственные ценности. Жить с нравственным законом в душе. Человеческий опыт о
качестве жизни. Основные понятия: потребность, смысл, нравственный закон.
Тема 3. Человек рождён для добра (1 ч)
Благо
жизни — в развитии добра. Отражение жизни в народном творчестве. Сказки как
учебник жизни. Бескорыстность и доброта как главные характеристики героев
сказок. Содержательная взаимосвязь сказок и народных пословиц в преодолении
зла. Необходимость отойти от зла и сотворить благо. Основные понятия: добро,
зло, истина, красота, благо, труд, мысль.
Тема 4. Милосердие — закон жизни (1 ч)
Значимость и взаимосвязь этических понятий
«сочувствие», «сопереживание», «сострадание», «милосердие», «участие». Чувство
сопричастности другому человеку. Милосердие как основа жизни. Нравственные истины
милосердия. Смысловая суть противоположных понятий «благодар-ность» и
«неблагодарность». Основные понятия: сочувствие, сопереживание, сострадание,
милосердие, участие, благодарность.
Тема 5. Жить во благо себе и другим (1 ч)
Конфликтные ситуации и их благоприятное
решение. Необходимость следования нравственным принципам в любых ситуациях во
взаимодействии с представителями различных вероисповеданий. Недопустимость
недоброжелательности по отношению к любому человеку. Тактичность и простые правила справедливости. Основные
понятия: благо, искренность, доброжелатель ность, справедливость, тактичность.
Раздел
6. Душа обязана трудиться (4 ч)
Тема 1.
Следовать нравственной установке (1 ч)
Намерения и поступки, их соответствие и
несоответствие. Следование добру как нравственная установка в действиях
человека. Её смысловая суть и содержание. Труд и необходимые нравственные
усилия души. Вековой опыт человечества как ориентир в нравственных действиях и
поступках. Основные понятия: нравственная установка, нравствен ные усилия,
позиция добра.
Тема 2.
Достойно жить среди людей (1 ч)
Взаимосвязь понятий «достойно» и
«достоинство». Погружение во внутренний мир собственной жизни и опора на лучшее
в себе. Необходимость веры в себя. Развитие нравственных норм жизни на основе
их разумности. Достоинство как обязательное следование нрав ственным канонам в
собственных действиях. Достижение понимания другого человека. Общие правила
разных народов: законы гостеприимства, уважение к старшим, почитание родителей,
забота о младших, слабых. Бескорыстие как качество личности и основа достойной
жизни человека среди людей. Гуманность, гуманизм как сущность человеческой
жизнедеятельности. Основные понятия: достоинство, внутренний мир, разум,
бескорыстие, гуманность, гуманизм.
Тема 3.
Уметь понять и простить (1 ч)
Необходимость и умение посмотреть на себя со
стороны. Забота о равновесии между чувствами и их проявлениями. Стремление
увидеть и услышать другого человека. Гуманизм как этический принцип отношений.
Типичные моменты семейной жизни и достижение
гармонии в отношениях. Как контролировать свои порывы. Вековой
человеческий опыт о понимании и прощении. Основные понятия: понимание,
прощение, семья, гармония, гуманность
Тема 4. Простая этика поступков (1 ч)
Суть
простой этики поступков. Основной ориентир — любые наши действия всегда должны
быть не во вред другим людям.
Нравственный выбор и его моральное значение. Проявление терпимости как
обязательное условие взаимодействия с людьми различных национальностей. В
основе терпимости лежит такое понятие, как дружелюбие. Закономерность простой
этики поступков. Основные понятия: этика поступков, нравственный выбор,
терпимость, дружелюбие.
Раздел 7.
Посеешь поступок — пожнёшь характер (4 ч)
Тема 1.
Общение и источники преодоления обид (1 ч)
Основные формы общения. Характеристики
нравствен ных качеств, привлекающих нас в поступках тех, с кем мы общаемся.
Общее и особенное в них. Когда общение становится источником обид,
неприятностей, плохого на строения, грустного состояния души? Пути преодоления
неприятных моментов общения в классе. Простые правила векового опыта
человечества, способствующие гармоничному общению. Основные понятия:
доброжелательность, доброта, чувство юмора, общительность, воспитанность,
терпимость к недостаткам других людей, справедливость, чувство собственного
достоинства, благородство.
Тема 2.
Ростки нравственного опыта поведения (1 ч)
Направленность душевных усилий каждого на
приобретение нравственного опыта поведения. Причины негативных состояний
человека и возможности их изменения. Необходимость стремления каждого понять
чувства другого и соответственно вести себя. Параметры данного со-ответствия.
Практические действия для сокращения расстояния между «знаю» и «поступаю».
Когда чувства руководствуются разумом. Формирование привычки поступать в
соответствии с нравственными нормами и правилами. Основные понятия:
нравственность, воля, опыт поведе-ния, норма, чувство, разум.
Тема 3.
Доброте сопутствует терпение (1 ч)
Взаимосвязь добра и терпения. Значимость
осознанного нравственного выбора. Результаты терпимости. Качества,
сопутствующие проявлению терпимости. Основные понятия: терпеливость,
терпимость, снисходительность, деликатность.
Тема 4.
Действия с приставкой «со» (1 ч)
Качества, обозначаемые словами с приставкой
«со» — вместе. Ценностно-смысловая суть этих качеств и их значимость для
человека. Сочувствие, содействие как помощь в совместном проживании горя и
радости. Осознание своей полезности другому человеку. Равнодушие, зависть как
противопоставления нравственности. Образ жизни неравнодушного человека. Главная
ценность этической культуры личности.
Основные понятия: равнодушие, зависть, нравственный образ жизни,
этическая культура.
Раздел
8. Судьба и Родина едины ( 5 ч)
Тема 1. С чего начинается Родина… (1 ч)
Смысловой оттенок понятия «чувство Родины».
Соотношение понятий «Родина» и «Отечество». Связь семьи и Родины зарождается от
семейного порога и колыбельной песни, крепнет и расширяется по мере взросления
человека. Ценностно-смысловые оттенки этой связи. Значение лада в семье.
Простые правила его сохранения. Вековой опыт человечества. Основные понятия:
Родина, Отечество, дом, семья, лад.
Тема 2. В
тебе рождается патриот и гражданин (1 ч)
Основы
чувства любви к матери и Родине. Общее и особенное. Патриот, гражданин — сын
Отечества, его защитник. Когда взрослеет гражданин, Родина спокойна. Основные
понятия: патриот, патриотизм, гражданин, гражданственность, любовь, служение,
долг.
Тема 3.
Человек — чело века (1ч)
Смысловое содержание понятия «человек».
Определение сути человека в опыте поколений. Человек таков, как он мыслит.
Главенствующие ценности и качества людей. Мыслители о сути человека. Основные
понятия: человек, образ человека, мышление, жизнедействие, ценность, мировоззрение.
Тема 4.
Слово, обращённое к себе( 1 ч)
Тема 5.
Подготовка творческих проектов. Выступление с проектами (1 ч)