Внеурочная деятельность Белая ладья 4-а
Рабочая программа «Белая
ладья» предназначена для организации внеурочной деятельности физкультурно-спортивной
направленности. Программа разработана в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования с учетом возрастных и психологических
особенностей младшего школьника, на основе
авторской программы И.Г. Сухина «Шахматы - школе»,
представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся
уровня основного общего образования (11-12 лет).
Рассчитана на один
год обучения (34 часа в год - 1 час в неделю).
Цель программы: создание условий для личностного и
интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и
организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
В результате изучения программы «Белая ладья»
в 4 классе учащиеся получат возможность формирования
Личностных результатов
- Определять
и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей
правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В
предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения,
делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога,
как поступить.
Метапредметных
результатов
Регулятивные УУД:
- Определять
и формулировать цель деятельности с
помощью учителя.
- Проговаривать
последовательность действий.
- Учиться
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
рабочей тетради.
- Учиться
работать по предложенному учителем плану.
- Учиться
отличать верно, выполненное задание от неверного.
- Учиться
совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться
в своей системе знаний: отличать
новое от уже известного с помощью учителя.
- Добывать
новые знания: находить ответы
на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от
учителя.
- Перерабатывать
полученную информацию: делать
выводы в результате
совместной работы всей
группы.
- Перерабатывать
полученную информацию: сравнивать и
группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур,
сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
- Преобразовывать
информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение
шахматных задачи с помощью простейших
моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести
свою позицию до других: оформлять
свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или
небольшого текста).
- Слушать
и понимать речь других.
- Совместно
договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться
выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов:
- знать шахматные термины: белое и черное поле,
горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение,
белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья, дебют, миттельшпиль,
эндшпиль;
- знать названия шахматных фигур: ладья, слон,
ферзь, конь, пешка, король;
- знать правила хода и взятия каждой фигурой;
- различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать выводы;
- уметь проводить комбинации;
- уметь планировать нападение на фигуры противника,
организовать защиту
своих фигур;
- уметь ориентироваться на шахматной доске, в
шахматной нотации;
- определять последовательность событий;
- выявлять закономерности и проводить
аналогии.
Обучающийся научится:
- принципам игры в дебюте;
- применять основные тактические приемы;
-знать, что означают термины: дебют, миттельшпиль,
эндшпиль, темп, оппозиция,
ключевые поля.
Обучающийся получит
возможность научиться:
- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
- находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
- точно разыгрывать простейшие окончания.
Содержание программы
Раздел 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. (1 час) Организационные вопросы.
Знакомство учащихся с программой и порядком работы шахматной секции. Инструктаж
по ТБ.
Раздел 2. ШАХМАТНЫЙ
КОДЕКС. СУДЕЙСТВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ (2 часа) Организация и проведение шахматных соревнований. Положение
о соревнованиях, регламент. Порядок открытия и закрытия соревнований.
Раздел 3. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ ШАХМАТ
(3 часа) Проникновение шахмат в
Россию. Шахматы в русском былинном
творчестве. Шахматы в культуре Киевской Руси. Шахматы и торговые связи русских
купцов с Востоком. Археологические находки на территории русского государства.
Первая шахматная книга на русском языке
Ивана Бутримова. Первый русский мастер А.Д.Петров. Журнал
"Шахматный листок". Первый чемпион мира В. Стейниц и его учение.
Раздел 4. Дебют
(8 часов)
Классификация
дебютов. Значение флангов в дебюте. Захват центра с флангов. Подрыв центра.
Гамбиты. План в дебюте. Оценка позиций в дебюте. Связь дебюта с миттельшпилем.
Стратегические идеи защиты двух коней, защиты Филидора, шотландской партии,
шотландского гамбита. Стратегические идеи русской партии, скандинавской защиты,
французской защиты, принятого ферзевого гамбита, староиндийской защиты.
Раздел 5. Миттельшпиль
(8 часов)
Атака в шахматной партии. Инициатива и
темп в атаке. Атака пешками. Атака фигурами. Атака в дебюте, миттельшпиле,
эндшпиле. Атака на короля.
Атака нерокировавшегося короля, атака
короля при односторонних и разносторонних рокировках. Контрудар в центре в
ответ на фланговую атаку. Ограничение подвижности фигур: ограничение
«жизненного» пространства противника, выключение фигур из игры, связка,
блокада, торможение освобождающих ходов.
Раздел 6. ЭНДШПИЛЬ (8
часов)
Поля соответствия в пешечных
окончаниях. Конь с пешками против коня с пешками. Борьба слона с пешками против
слона с пешками: слоны одноцветные, слоны разноцветные. Ладья и крайняя пешка
против ладьи. Ладья и некрайняя пешка против ладьи. Многопешечные окончания.
Реализация лишней пешки в многопешечных
окончаниях. Сравнительная сила слона и коня в эндшпиле. Ладья с пешкой
против ладьи с пешкой. Сложные ладейные окончания.
Раздел 7. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТУРНИРЫ. АНАЛИЗ
ПАРТИЙ И ПИПОВЫХ ПОЗИЦИЙ. (4 часа)Участие
в школьных и районных турнирах и соревнованиях. Анализ партий и типовых позиций.