Внеурочная деятельность Белая ладья 4-а

Рабочая программа «Белая ладья» предназначена для организации внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности. Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом возрастных и психологических особенностей младшего школьника, на основе  авторской программы  И.Г. Сухина «Шахматы - школе»,  представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся уровня основного общего образования (11-12 лет).  

Рассчитана на один год обучения (34 часа в год - 1 час в неделю).

Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

  В результате изучения программы «Белая ладья» в 4 классе учащиеся получат возможность формирования

Личностных результатов

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результатов

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всей группы.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результатов:

  • знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья, дебют, миттельшпиль, эндшпиль;
  • знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • знать правила хода и взятия каждой фигурой;
  • различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать выводы;
  • уметь проводить комбинации;
  • уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту

своих фигур;

  • уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
  • определять последовательность событий;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии. 

Обучающийся научится:

- принципам игры в дебюте;

- применять основные тактические приемы;

-знать, что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция,

ключевые поля.

Обучающийся получит возможность научиться:

- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;

- находить несложные тактические удары и проводить комбинации;

- точно разыгрывать простейшие окончания.Хочу такой сайт

 

Содержание программы

 

Раздел 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. (1 час) Организационные вопросы. Знакомство учащихся с программой и порядком работы шахматной секции. Инструктаж по ТБ.

Раздел 2. ШАХМАТНЫЙ КОДЕКС. СУДЕЙСТВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ (2 часа) Организация и проведение шахматных соревнований. Положение о соревнованиях, регламент. Порядок открытия и закрытия соревнований.

Раздел 3. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ ШАХМАТ (3 часа) Проникновение шахмат в Россию. Шахматы в русском былинном творчестве. Шахматы в культуре Киевской Руси. Шахматы и торговые связи русских купцов с Востоком. Археологические находки на территории русского государства. Первая шахматная книга на русском языке Ивана Бутримова. Первый русский мастер А.Д.Петров. Журнал "Шахматный листок". Первый чемпион мира В. Стейниц и его учение.

Раздел 4. Дебют (8 часов)

Классификация дебютов. Значение флангов в дебюте. Захват центра с флангов. Подрыв центра. Гамбиты. План в дебюте. Оценка позиций в дебюте. Связь дебюта с миттельшпилем. Стратегические идеи защиты двух коней, защиты Филидора, шотландской партии, шотландского гамбита. Стратегические идеи русской партии, скандинавской защиты, французской защиты, принятого ферзевого гамбита, староиндийской защиты.

Раздел 5. Миттельшпиль (8 часов)

Атака в шахматной партии. Инициатива и темп в атаке. Атака пешками. Атака фигурами. Атака в дебюте, миттельшпиле, эндшпиле. Атака на короля.

Атака нерокировавшегося короля, атака короля при односторонних и разносторонних рокировках. Контрудар в центре в ответ на фланговую атаку. Ограничение подвижности фигур: ограничение «жизненного» пространства противника, выключение фигур из игры, связка, блокада, торможение освобождающих ходов.

Раздел 6. ЭНДШПИЛЬ  (8 часов)

Поля соответствия в пешечных окончаниях. Конь с пешками против коня с пешками. Борьба слона с пешками против слона с пешками: слоны одноцветные, слоны разноцветные. Ладья и крайняя пешка против ладьи. Ладья и некрайняя пешка против ладьи. Многопешечные окончания. Реализация лишней пешки в многопешечных  окончаниях. Сравнительная сила слона и коня в эндшпиле. Ладья с пешкой против ладьи с пешкой. Сложные ладейные окончания. 

Раздел 7. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТУРНИРЫ. АНАЛИЗ ПАРТИЙ И ПИПОВЫХ ПОЗИЦИЙ. (4 часа)Участие в школьных и   районных турнирах и соревнованиях. Анализ партий и типовых позиций.

 

 

 

 

белая ладья 4-А Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575817 Директор/Заведующий Рыхлюк Алла Анатольевна Дата подписания документа 16.11.2021 16:40:08 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».